Упражнение 45. Как вы решаете собственные проблемы
Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: определение того, каким образом участники решают собственные проблемы.
Число участников: от 5 до 25 человек.
Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.
Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.
Постарайтесь сделать так, чтобы все члены группы приняли участие в последующем обсуждении данного упражнения, а также убедитесь в том, что у каждого, кто хотел что-то сказать, была возможность это сделать.
Методика: для эффективного оказания консультативной, психологической помощи клиентам консультанту важно уметь определять и решать свои собственные проблемы. Отсутствие личностного роста, недостаточная самокритичность будут препятствовать профессиональным успехам.
Все участники разбиваются на пары и в течении 10 минут каждый из них трижды задает своему партнеру вопрос: «Как вы решаете собственные проблемы?».
Отвечая несколько раз на вопрос, участник получает возможность с каждым разом более подробно его исследовать. Через 10 минут партнеры обмениваются ролями, и этот же вопрос задается еще три раза. Спустя 10 минут фасилитатор просит участников поделиться выводами, которые они сделали в ходе выполнения данного упражнения.
Оценивание: проводится в два «круга». В ходе первого круга все участники по очереди говорят о том, что им меньше всего понравилось в данном упражнении, в ходе второго – что больше всего понравилось. Тренер также должен принять участие в процессе оценивания и решить, стоит или нет проводить обсуждение тех моментов, на которые обратили внимание участники.
Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.