Задания для самостоятельной работы. 1.Определите, к какому разделу социальной психологии относятся приведенные ниже определения предмета социальной психологии:
1.Определите, к какому разделу социальной психологии относятся приведенные ниже определения предмета социальной психологии:
а) "социальная психология исследует, как предполагаемое, действительное или воображаемое присутствие других людей влияет на мысли, поступки и чувства индивида";
б) "социальная психология - это наука, которая изучает то, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу" [25].
2.Американский психолог Д. Майерс в своих работах ставит перед читателем следующие вопросы:
а) В какой мере социальный мир, в котором мы живем, - плод нашего воображения?
б) Будете ли вы жестоким, если вам прикажут?
в) Помогать другим или думать только о себе?
Аргументируйте свой ответ.
3.В.Я. Янчук с определенной долей условности выделяет периоды развития белорусской социальной психологии - период конституирова- ния, подготовительный, педагогический и экстенсивный. Наполните содержанием каждый из этих этапов [52].
4.Составьте схему "Связь социальной психологии с другими науками".
5.Внимательно прочитайте текст 1 и текст 2 и выделите явления, которые. на ваш взгляд, можно отнести к категории социально-психологических явлений. С помощью представленной таблицы зафиксируйте результаты работы (в таблице 2.1. представлен пример заполнения на основе работы с предлагаемыми текстами).
Таблица 2.1. Схема анализа социально-психологических явлений
|
Текст 1
Коротышки были неодинаковыми: одни из них назывались малышами, другие - малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, поэтому волосы у них были короткие, а у малышек длинные и красивые. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, переходила на другую сторону. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли пройти спокойно мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, еще хуже, за косу дернут.
Конечно, не все малыши были такими, но ведь этого у них на лбу не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками, а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.
Текст 2
- Слушай, Стекляшкин, - сказал ему Незнайка. - Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.
- Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли.
- Не может быть, - ответил Незнайка, - по-моему, солнце не больше тарелки.
- Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца оторвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город.
- Ишь ты! - ответил Незнайка. - А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое? Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:
- Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляшкина.
Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:
- Спасайся, братцы! Кусок летит!
- Какой кусок? - спрашивали его.
- Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!
- Что ты выдумываешь!
- Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.
- Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал:
- Спасайся, кто может! Беда!
Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля - свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по дому и разыскивал походную аптечку.
Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:
- Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.
Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили:
- Удивляемся, как мы тебе поверили!