ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... методологические основы педагогической коррекции
методологические основы педагогической коррекции
ношения к миру природы. Ребенок продолжает воспринимать природные объекты в качестве субъектов, однако, происходит замена их антропоморфизации на субъектификацию (см. ч. V, 13.4) что обусловливает целесообразность педагогической актуализации последней.
Интенсивность отношения к миру природы в этом возрасте очень высока. Наряду с познавательным интересом к природе на высоком уровне находятся стремление к практическому взаимодействию с природными объектами, а также желание их охранять, способствовать их благополучию.
Младший подростковый возраст наиболее подходит для педагогической организации непосредственных контактов ребенка с различными природными объектами. Это возраст, когда определяется направление дальнейшего развития отношения к природе, либо в объектно-прагматическом, либо в субъектно-этическом направлении. Очень важно актуализировать у младших подростков процессы эмпатии, идентификации по отношению к природным существам (см. ч. V, 13.3).
В среднем подростковом возрасте наблюдается снижение уровня субъектного восприятия природных существ, которые зачастую осмысляются уже как объекты. Этим обусловлено особое значение педагогической организации деятельности ребенка, направленной на субъектификацию природных объектов. При этом необходимо отметить, что доминантность отношения к природе находится в этом возрасте на высоком уровне, дети охотно участвуют в различных природоохранных мероприятиях, что, безусловно, можно использовать в педагогической практике.
Средние подростки способны самостоятельно осуществлять достаточно сложные технологии взаимодействия с природными объектами (например, содержание попугая и даже уход за аквариумом).
Однако, познавательный интерес к миру природы начинает терять свое первостепенное значение, поэтому акцент на сообщение школьникам различных сведений о мире природы в этом возрасте уже не является столь эффективным.
Старший подростковый возраст — критический и наиболее педагогически сложный онтогенетический этап развития отношения к природе. В этом возрасте уже доминирует объектное представление о мире природы, а прагматизм отношения к природе достигает максимума.
В старшем подростковом возрасте уже четко выкристаллизовывается группа школьников с высокоинтенсивным отношением к миру природы (17%), которая разительно отличается от большинства сверстников по характеристикам своего отношения к природе. В то же время значительная часть старших подростков (37%) имеет очень низкую интенсивность непрагматического отношения к природе.
Коррекционный процесс в этом возрасте оказывается наиболее трудным. Опору целесообразно делать на перцептивно-аффективный компонент непрагматического отношения к миру природы, который у старших подростков доминирует, т.е. акцентируются эстетические свойства природных объектов, совпадение их витальных проявлений с аналогичными проявлениями человека и т.д.
Объектно-прагматический характер, свойственный экологической деятельности старших подростков может быть педагогически «нейтрализован» путем стимулирования у них экологического коллекционирования, не связанного с лишением жизни природных объектов (птичьи перья, шишки и т.п.) или их символов (марки «флора и фауна», фотографии и т.п.). В такой деятельности в трансформированной (и безопасной для мира природы!) форме реализуется свойственная этому возрасту потребность в добывании «трофея» (в первую очередь, у мальчиков).
Отмечаемый рост симпатий старших подростков, как мальчиков, так и девочек, к «благородным хищникам» — львам и тиграм (см. ч. V, 13.1) -- может быть также использован путем выбора именно хищных животных в качестве «модельных» природных объектов при развитии экологических представлений.
Таким образом, педагогический процесс в старшем* подростковом возрасте носит, в основном, «нейтрализующий» характер.
Наконец, в юношеском возрасте особенно выражено преимущественно эстетическое, «созерцательное» восприятие природы, отношение к которой носит объектный характер, хотя и менее прагматический, чем в старшем подростковом возрасте, намечается повышение уровня интенсивности непрагматического отношения к природе, в котором доминирует его перцептивно-аффективный компонент.
Юношеский возраст предрасполагает к поиску гармонии в мире природы, осмыслению личной позиции во взаимоотношениях с ним. Коррекционная стратегия для этого возраста состоит в актуализации такой интеллектуальной деятельности старшеклассников,