Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Понятие функции языка, то есть то, для чего мы используем язык, с философской точки зрения очень важно. Сложность обсуждения функций языка состоит в следующем: способы использования языка столь многообразны, что ни одна классификация не может считаться полной и удовлетворительной. Отдельные функции языка строго противопоставлены друг другу, тогда как другие могут сочетаться, то есть реализоваться в одном и том же речевом акте.

Проблема функций языка давно привлекает внимание учёных. Общее количество функций в различных работах велико. Однако не всегда удаётся отождествлять две схожие функции, упомянутые в разных работах и называющиеся по-разному, так как не всегда очевидны основания той или иной классификации. Поэтому коснёмся основных функций языка. Основной функций языка является коммуникативная, более того во многих науках и направлениях язык рассматривается исключительно с этой точки зрения.

Остальные две функции когнитивная (познавательная) и экспрессивная (эмоциональная) основываются на понимании языка как элемента самовыражения.

В когнитивной функции язык выражает ментальную деятельность, то есть деятельность сознания.

В эмоциональной функции язык выражает чувства и эмоции человека.

Приходится признать, что эти функции не всегда легко различимы, хотя обе функции в принципе совместимы с коммуникативной.

По Гумбольдту когнитивная функция состоит в оформлении мыслей и представлении фактов. Экспрессивная функция заключается в выражении эмоциональных побуждений и ощущений. Коммуникативная функция реализуется в сообщении, полемике и взаимопонимании.

Другие учёные выдвигают большее количество функций: метаязыковая, контактоустанавливающая (фатическая) и другие.

Немецкий психолог Карл Бюлер (30гг. XX века) выделил три функции языка:

1. экспрессивная (соотносится с говорящим),

2. апеллятивная (соотносится со слушающим),

3. репрезентативная (соотносится с обсуждаемым предметом).

Как известно, интерес к функциям языка проявляли представители Пражского лингвистического кружка (Карцевский, Якобсон, Трубецкой).

Роман Якобсон выделял 6 функций языка.

1.При установке на говорящего (отправляющего сообщение) реализуется эмотивная функция.

2.Установка на адресата, стремление вызвать у него определённую реакцию – конативная.

3.Установка на сообщение и его форму – поэтическая.

4. Установка на систему языка – метаязыковая.

5.Установка на действительность – референтивная (денотативная).

6.Установка на контакт с собеседником – фатическая (контактоустанавливающая).

Ю.С. Степанов использует другие семиотические принципы. Он различает 3 функции языка:

1. синтаксическая,

2. номинативная,

3. прагматическая.

Приведённые данные говорят о том, что, несмотря на длительность изучения проблемы функций языка, она далека от решения.

СИСТЕМА И СТРУКТУРА ЯЗЫКА

Поступательное развитие научного мышления выглядит следующим образом: от простого описания наблюдаемых фактов к их классификации, а затем к познанию глубинных свойств объекта и принципов его организации. Специфической тенденцией науки XX века являются системно-структурные исследования: «Всё современное научное знание есть, в конечном счете, ничто иное, как знание структур и систем», писал академик Капица

При изучении систем выявляются отношения между элементами, а через эти отношения выявляются элементы, которые входят в эту систему.

Система– совокупность взаимосвязанных и определённым образом упорядоченных элементов, образующих некоторое единство.

Структура – совокупность устойчивых взаимоотношений между элементами (форма организации элементов).

СИСТЕМА = СТРУКТУРА + ЭЛЕМЕНТЫ

Изменение структуры ведёт к изменению системы.

Соотношение элементов в системе имеет разное толкование. Для идеалистов характерна абсолютизация структуры. Структура – первичный феномен, который создаёт систему.

Материалисты считают, что структура вторична по отношению к элементам. Структура есть форма организации элементов. Для объективного понимания элементов необходимо выяснение структурных отношений между ними.

В.М. Солнцев выделяет следующие виды систем

1.ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ

       
  Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru   Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru

Предметы, явления, Факты, отражающие действительности свойства действительности с помощью сознания

Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru 2.ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ

Элементы и отношения И элементы и отношения

существуют объективно образуются людьми.

независимо от сознания человека.

3.СИСТЕМЫ

МНОГОМЕРНЫЕ И ОДНОМЕРНЫЕ

(гетерогенные) (гомогенные)

       
  Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru   Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru

Неоднородные элементы Однородные элементы

связаны разнородными связаны отношениями

отношениями определённого вида.

Являются

составной частью или

подсистемой многомерной

системы.

4. Также системы делятся на ДИНАМИЧЕСКИЕ (развивающиеся) и СТАТИСТИЧЕСКИЕ (неразвивающиеся).

Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система.

Языковая система – множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определённое единство и целостность.

Каждый компонент языковой системы существует не изолированно, а в противопоставлении другим, исходя из его роли, то есть в свете его значимости или функциональной релевантности.

В узком смысле система – закономерно организованная совокупность однородных языковых элементов одного уровня, связанных устойчивыми отношениями.

В широком смысле под языковой системой понимается закономерно организованная совокупность локальных систем.

Идея системности проникала в лингвистику постепенно.

Спор об аналогии и аномалии (в Древней Греции) – попытки объяснить разнообразие языковых фактов действием законов логики.

Выводом всего стала идея системности языка: «Каждый отдельный элемент проявляет себя как часть целого» - Гумбольдт был первым, сформулировавшим эту идею.

Наиболее последовательно идею о системности языка отстаивал Ф. де Соссюр: «Язык есть система, все элементы которой образуют целое, а значимость одного элемента проистекает только от одновременного наличия других».

Много о системности языка писал Бодуэн де Куртене.

Элементы языковой системы

Бесспорно, слово является элементом языковой системы, так как из слов как элементов создаётся вся система языка, в то же время слово может быть рассмотрено как система семантических элементов и фонем. Соединения слов могут быть элементами уже другой системы.

Через отношения определяются элементы, входящие в систему. Если элемент не вступает в отношения с другими элементами, то значит, он находится вне системы. Например, звуки за пределами языка не имеют значения.

Существующие отношения позволяют выделить в языке значащие элементы, которые не получают в языке прямого выражения. Принципом системности языка обусловлены скрытые категории (например, категория определенности / неопределенности).

Особенности языковой системы:

1. Некоторая самостоятельность системы языка.

2. Неодинаковая разработанность отдельных звеньев языковой системы.

3. Вариативность.

4. Открытость языковой системы – система это не только то, что есть в языке, но и то, что возможно, в том числе и нереализованная возможность (дефектная и избыточная парадигмы).

5. Язык как система систем. Способность языка к адаптации, к меняющимся условиям среды, способность к саморегулированию.

МОДЕЛИ ЯЗЫКА

1. Уровневая модель

2. Полевая модель

3. Ассоциативно – вербальная сеть

Модель – искусственно созданное реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее, обычно в упрощенном виде, другое настоящее устройство в лингвистических целях.

Понятие моделирования, т.е. создание моделей, возникло в структурной лингвистике 60гг.20 века, когда в научный обиход стали проникать идеи и методы кибернетики.

Первые модели языка – так называемые уровневые (стратификационные) модели.

Уровни языка – часть языка или подсистемы общей системы языка, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в классы и подклассы.

Выделяют следующие основные уровни языка:

1. Фонемный

2. Морфемный

3. Лексический

4. Синтаксический

Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка, которые подчиняются правилам уровневой сочетаемости, то есть обладают способностью вступать в синтагматические и парадигматические отношения только с единицами того же уровня.

Единицы разных уровней обладают качественным своеобразием.

С единицами других уровней языка единица какого – либо другого уровня вступает только в иерархические отношения.

Например: фонемы входят в звуковые оболочки морфем, морфемы в слова, слова в предложения.

Предложение состоит из словосочетаний, словосочетание из слов, слово из морфем, морфемы – из звуков.

Группировка единиц языка внутри уровней (гласные и согласные), морфем, слов – не являются уровнеобразующими.

Главным отличием единиц разных уровней является их качественное своеобразие, которое проявляется в необходимости уровневой сочетаемости. В отдельных случаях в одной звуковой форме могут совпадать единицы разных уровней языка, качественно отличающихся друг от друга.

Так, например латинское i – повелительная форма глагола, переводится, как иди; по форме предложения, морфема и фонема.

Идея уровневой организации получила широкое распространение в середине 50-х гг. XX века, когда широко обсуждалась система организации живых систем. В биологии понятие низких и высоких уровней связано с идеей развития. В лингвистике уровневая организация предполагает условное выделение низших уровней как результат расчленения или сегментации языка. Реальное же развитие языка может быть обратным. Язык не складывается из уровней в процессе развития, а членится на них.

Первая модель в языке появилась в 1962 году (француз Эмиль Бенвинист).

Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru СЛОВО МОРФЕМА ФОНЕМА

Так же проблемой моделирования занимался И.П. Распопов. Он ставил в основе уровнеобразующие единицы.

Выделяет следующие:

РЕЧЬ ЯЗЫК УРОВЕНЬ
высказывание (фраза) словоформа     морф   фон предложение   лексема (слово)   морфема   фонема   коммуникативно- синтаксический лексический     морфологический   фонологический

Промежуточные уровни:

1-2 морфонологический – звуковые особенности имеют последствия на следующем уровне. Ударение может разделять части речи.

2-3 лексико-морфологический

3-4 структурно-синтаксический.

Значение модели – она наглядно представляет главные составные части системы языка.

Направление исследования от формы к содержанию.

ПОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНО – СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

В середине 70-х гг. сформировывается функционально – семантический подход в описание закономерностей и правил системы языка. Язык стал изучаться как система систем или подсистем, каждая из которых объединяет несколько уровней, каждая из которых выполняет определённую семантическую функцию.

Данный подход базируется на теории понятийных категорий Отто Есперсона. В основе теории лежит положение о существовании универсальных понятийных категорий, таких как категория пространства, времени и так далее.

Эти универсальные категории выражаются разными средствами, а не просто разными словами.

Исходя из этого А.В. Бондарко создал полевую модель – функционально-семантическое поле.

Функционально-семантическое поле – есть объединение всех разно- уровневых языковых средств, выполняющих одну функцию, то есть выражающих одно значение, один смысл.

Схематически это можно представить следующим образом:

Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru Ядро

 
  Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru

Ближняя периферия

 
  Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru

Дальняя периферия

Крайняя периферия

ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

· Гносеологическая функция знака

Действительность воспринимается человеком не только непосредственно. В значительной мере она воспринимается с помощью различных знаков.

В отношениях между людьми знаки играют первостепенную роль. Знак позволяет человеку заходить за пределы чувственно воспринимаемых предметов, тем самым знак служит материальной опорой мышлению и способствует его дальнейшему развитию. С помощью знаков преодолевается пространство и время. С помощью знаков человек накапливает, передаёт и получает разнообразную информацию о внешней действительности.

Благодаря знакам человек может познавать и воздействовать на окружающий мир – в этом заключается гносеологическая функция знака.

От сюда следует одно из определений знака – знак является материальной, идеальной сущностью по средствам которой узнаётся что-то новое лежащее за пределами его внешней формы.

Глубина человеческого мышления находится в прямой связи с разнообразным количеством знаков используемых в человеческом обществе на данном этапе его развития. Следовательно, чем больше и разнообразнее число используемых обществом знаков тем более высокой является степень социального развития общества связанного с соответствующим уровнем человеческого мышления (Плотников).

Семиотика – изучает знаковые системы.

· Виды знаков на основании сходства с соотносимыми реалиями.

Чарльз Пирс (американский философ) вторая половина XIX века – начало XX века.

1. Копии (изображения) – картины, репродукции, фотографии, следы, отпечатки:

- искусственные

- естественные;

2. Симптомы (признаки): «Нет дыма без огня»;

3. Сигналы (обычно акустические) - звонки, гудки, сирены;

4. Знаки-символы – некоторое структурное сходство через отдельные элементы, передаётся целостным образом.

5. Собственно знаки – отсутствие сходства между формой и тем что они означают – воинские, дорожные знаки.

Данное деление знаков в определённый степени условно, каждый вид знаков используется людьми не изолированно, а в сочетании с другими знаками.

Виды знаков 3,4,5 во многом сопоставимы с языком и обладают общими с ними свойствами и чертами.

Важнейшее свойство знака – знак имеет преднамеренную, целенаправленную природу, специально используется для передачи определённого смысла, следовательно, – то (1) свойство знака.

(2) Сторонники билатеральной теории знака выделяют двусторонность, как важнейшее свойство знака, то есть выделение плана содержания и плана выражения.

(3) Конвенциональность (условность) знака – нет связи между формой и содержанием.

· Развитие языкового знака

Соссюр: «Знак стремится к стабильности, тем самым выделяется такое свойство знака, как консервативность».

С.Карцевский - основываясь на фактах развития языка, впервые сказал об асимметрии языка: «Языковой знак стремиться расширить то план выражения, то план содержания».

       
 
форма
    Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru
 

- Слово становится многозначным, а форма

       
 
содержание
    Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru
 

прежняя.

Асимметричность языкового знака проявляется в нарушении их взаимно однозначного соотношения. В парадигматическом плане это приводит с одной стороны к образованию полисемии, омонимии и синкретизма (одновременное выражение разных значений).

И наоборот синонимии.

Означаемое Означаемое Знак Знак

               
  Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru   Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru   Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru   Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru

Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru Знак Означаемое

Означаемое Знак

В синтагматическом аспекте план выражения и план содержания членится не параллельно, с одной стороны возникает аналитические образования (ряд означающих соотносится с одним означаемым).

Соссюр был первым кто применил понятие знака к конкретному описанию языка.

Понятие языкового знака восходит к стоикам. Они понимали языковой знак, как двустороннюю сущность, которая образуется отношением означающего и означаемого. Они интерпретировали языковой знак, как воспринимаемое и понимаемое.

ОЗНАЧАЕМОЕ

Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru ЗНАК =

ОЗНАЧАЮЩЕЕ

Определение знака как единства звука и значения прошло через всю средневековую философию.

В новое время этим занимался Гумбольдт.

1. Билатеральная теория.

2. Унилатеральная теория.

В основе билатеральной теории – знак как двусторонняя сущность (этой теории придерживались Звягинцев, Степанов, Гак, Караулов и другие).

Сторонники же унилатеральной теории относят к знаку только акустический образ, то есть означающее (среди них Попова, Ломтев, Ветров, Солнцев и другие).

Согласно билатеральной теории, знак – материальный предмет в языке звучания, сознательно используемый для указания на некоторое мыслительное содержание, которое через посредство этого содержания может указывать на некоторую предметную область.

Знаковая ситуация – чтобы вещь стала знаком нужна знаковая ситуация, то есть должен быть субъект сознания который есть связь между знаком и мысленным образом этого предмета.

Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru Язык – вторичная, естественная, многомерная, динамическая система. - student2.ru ДРУГИЕ ЗНАКИ МЫСЛЕННЫЙ ОБРАЗ

ЗНАК

ВОСПРИНИМАЕМЫЙ ОБОЗНАЧАЕМЫЙ

СУБЪЕКТ (ЧЕЛОВЕК) ОБЪЕКТ

Знаком можно назвать только ту единицу, которая вступает во все четыре типа отношений.

Эмиль Бенвенист, А.И. Смерницкий, считали, что знаком признаётся только слово, так как оно вступает во все 4 типа отношений, которые образуют знаковую ситуацию.

Соссюр, Гак относили к знакам все двусторонние единицы языка.

Ю.С. Маслов и Васильев включают все единицы языка, в том числе и фонемы.

З.А. Попова – знаками являются только лексемы. Предложения не являются знаками, так как они всегда конкретны; структурные схемы предложений являются знаками отношений или ситуаций;

Морфемы – части языкового знака.

Фонемы – знаками не являются.

Уфимцева выделяет следующие знаки:

- характеризующие (полнозначные слова),

- идентифицирующие (имена собственные),

- квантитативные (наречия, существительные, числительные),

- деектические (местоимения, наречия),

- связочные (предложения и союзы),

- заместительные (местоимения).

Наши рекомендации