Представление о человеке в основных направлениях психологии

· Бихевиоризм как наука о поведении

· Психоанализ как учение о бессознательной психике

· Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений

· Самоактуализирующаяся личность в гуманистической психологии

· Человек познающий в когнитивной психологии

· Общественно-исто­рическая и деятельностная сущность человеческой психики в советской психологии

Каким предстает человек в основных направлениях и школах психологии? В чем достоинства и недостатки каждого из известных течений психологии? Отрицают ли друг друга школы в психологии?

Бихевиоризм как наука о поведении

Представление о человеке в основных направлениях психологии - student2.ru Бихевиоризм как науку о поведении обосновал американ­ский психолог Дж.Уотсон. «С точки зрения бихевиоризма, — пи­сал он, — подлинным предметом пси­хологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти» [25]. Поведение в качестве предмета психоло­гии декларировалось как альтернатива психологии сознания. Бихевиоризм ис­ключил сознание из психологии, хотя наличие сознания у человека не отрицалось. Считалось, что сознание не может быть предметом научного изу­чения, «поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознани­ем» [26]. Ввиду того, что традиционно психическое отождествлялось с сознанием, бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Дж.Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздражите­ли, простые или сложные ситуации — это стимулы (S); ответные движения — реакции (R).Поведение — это всякая реакция в от­вет на внешний стимул, посредством которой происходит при­способление индивида к окружающему миру. По Дж.Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано фор­мулой «стимул-реакция» (S—>R). Задача психологии — устано­вить однозначные отношения между стимулами и реакциями. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение че­ловека, контролировать его, управлять им.

Бихевиоризм отверг интроспекцию как метод психологии. Поведение должно исследоваться такими же методами, которые ис­пользуются в естествознании: наблюдением и экспериментом. В представлении бихевиористов человек — это реактивное сущест­во; все его действия и поступки трактуются как реакция на внешние воздействия. Внутренняя активность человека бихевиористами в расчет не принимается. Все психологические проявления челове­ка объясняются через поведение, сводятся к сумме реакций.

Интересны взгляды бихевиористов на роль обучения в жиз­ни человека. Практически все поведение они рассматривают как результат обучения, с помощью которого можно всего достичь. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возь­мусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессий и расы их предков» [27]. Образование человека есть образование условных реакций. Основной пробле­мой бихевиоризма становится приобретение человеком навы­ков и научение; к ним сводится все богатство внутреннего мира человека.

Оценивая бихевиористское представление о психологии че­ловека, можно сказать, что бихевиоризм упростил природу че­ловека, поставил его на одну ступень с животными. В нем каче­ственно неразличимы простейшие формы поведения и высшие духовные способности человека. Бихевиоризм исключил из объ­яснения поведения человека его сознание, личностные ценно­сти, идеалы, интересы и т.д. Исходных установок классического бихевиоризма не удалось преодолеть в различных вариантах необихевиоризма (Э.Толмен, К.Халл, Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам, Б.Скиннер).

Современный вариант поведенческой психологии — ради­кальный бихевиоризм Б.Скиннера — предельно биологизировал человека, отвергнув все собственно человеческие формы обще­ственной жизни, внутренний мир человека, высшие духовные ценности. «Для бихевиориста, — пишет известный психолог-гуманист К.Роджерс, — человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в опре­деленных направлениях, вести себя сообразно обстоятельст­вам» [28]. В приведенной цитате содержится достаточно точная оценка бихевиоризма.

Наши рекомендации