Основные термины и определения.
Инфраструктура Финансовые организации Рынок рабочей силы Транспортные организации Консультационные фирмы Страховые компании Внутренние ситуационные факторы Цели Структура Структура организации Задачи Технология Классификация по Вудворд Классификация технологии по Томпсону Рабочая среда Социотехнические подсистемы | Внешняя среда Среда прямого воздействия Среда косвенного воздействия Взаимосвязанность факторов внешней среды Сложность внешней среды Подвижность среды Неопределенность внешней среды Законотворчество региональных и муниципальных органов власти Состояние экономики. Социокультурные факторы Политические факторы Отношения с местным населением. Международная среда Факторы международной среды. |
Вопросы для обсуждения:
• Что такое инфраструктура? Инфраструктура менеджмента?
• Дайте характеристику каждого элемента инфраструктуры менеджмента.
ТЕМА 2
1-214. Элементами инфраструктуры менеджмента являются:
а) система информационного обеспечения
б) функции управления
в) рынок трудовых ресурсов
г) мотивация персонала
д) рынок товаров и услуг
е) методы управления
2-215.Объединение субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними – это …
3-216. Совокупность компонентов, обеспечивающих процесс менеджмента организации – это …
4-217. Принципы управления в условиях предпринимательских структур в начале ХХ века в большей степени определяют факторы:
1) социальные
2) технологические
3) экологические
4) технические
5-218. Скорость, с которой происходят изменения в окружении организации – это
Выделите факторы международной среды
1) экономика
2) экспорт продукции
3) культура
4) законы и государственное регулирование
5) политическая обстановка
7-220. … внешней среды – это многочисленность факторов, на которые организация обязана реагировать, а также высокий уровень изменчивости каждого фактора
Выделите основные факторы инфраструктуры
1) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний
2) факторы общественного сознания (система подготовки менеджеров)
3) факторы менталитета (ценности, цели и культура организации)
4) факторы экологического сознания
Модуль 3 Системология организации
Занятие 1.
Цели:
Дать общую характеристику социальной системы.
Охарактеризовать системный подход к классификации организации
Задачи:
Дать определение понятию социальной системы.
Уметь перечислить основные структурные элементы социальной системы.
Дать характеристику различным уровням социальных систем.
Определять понятие организации как социальной системы.
Уметь различать формальные и неформальные организации.
Уметь классифицировать коммерческие организации.
Уметь сравнивать различные формы коммерческих организаций.
Уметь различать формы некоммерческих организаций.
Литература:
1. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов.- М.:
Аудит, ЮНИТИ, 1998.
Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). Кн. 1. - С.
114 - 115.
3. Теория организации: Учебник / Под ред. В.Г. Алиева. — М.: Луч, 1999. — С.
101.
4. Фандина В.Г. Менеджмент. Учебное пособие, 2004. – Модуль 3.
Социальная система
Социальная система – это упорядоченность вопределенном отношении взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам.
Рисунок 15 – Компоненты социальных систем
В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить некоторые основные уровни социальных систем, рисунок 16.
Первый уровень – все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.), совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений.
Второй уровень социальных систем – это сообщества, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения).
Третий уровень – это организации, действующие в реальном секторе экономике (кредитно-финансовые учреждения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).
Рисунок 16 – Уровни социальных систем
Четвертый уровень (первичный) – это цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, предприятия. Их отличительная особенность – непосредственные контакты, каждого с каждым.
Обществу присущи и другие системные образования, например, административно-территориальные, имеющие несколько уровней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область, национальный округ, автономная область), муниципальные объединения (город, поселок, село, деревня).
Особенностью административно-территориальных систем является их четко ограниченные территориальные рамки, наличие отчетливо выраженных и законодательно закрепленных прав, полномочий и ответственности.
Другой вид образования систем – по сферам общественной жизни: экономическая (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство и т.д.); политическая (государство – законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, общественные объединения – политические партии, общественно-политические движения); социальная и духовная (средства массовой информации, культурные фонды, творческие союзы, научные профессиональные ассоциации и т.п.).
С учетом уровней, общественных срезов, структуры компонентов социальных систем можно определить общие системообразующие факторы социальных систем:
• общая цель всей совокупности компонентов;
• подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым
элементом своих задач и понимание общей цели;
• выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;
• отношения субординации и координации между компонентами системы;
• наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.