Вопрос 2. Методология исследования групп
Существует несколько методологических принципов исследования группы. Можно выделить среди них наиболее распространенные.
Принцип деятельности. Специфика данного принципа в исследовании малых групп характеризуется следующими моментами:
• понимание деятельности как совместной групповой, при этом выделяют формы организации, уровни и содержание совместной деятельности;
• рассмотрение группы, ее феноменов в контексте совместной деятельности индивидов, что означает принятие в качестве объекта исследования не лабораторных, а реальных социальных групп (только в них межличностные отношения раскрываются во всей своей полноте, выступая формой реализации общественных отношений);
• понимание группы как совокупного субъекта деятельности, ориентация на изучение соответствующих атрибутов указанного субъекта - групповых потребностей, мотивов, норм, ценностей, целей и т. д.;
выявление и описание целостных характеристик группового процесса;
• интерпретация совместной деятельности не только как фактора, конституирующего группу в качестве интегратора групповых процессов, но и как основания процесса развития группы.
Принцип системности.Ведущую эвристическую функцию в исследовании феноменов социальной группы выполняет принцип системности. Анализ характеристик целостной социальной системы, приложение системных идей к общепсихологической и социально-психологической проблематике позволяют обозначить ряд существенных, с точки зрения системного подхода, моментов группы:
• поиск в группе специфически групповых (системных) новообразований (типа групповых норм, ценностей, целей, решений и т.п.);
• изучение их влияния на соответствующие аспекты индивидуального поведения;
• обязательное соотнесение тех или иных индивидуальных характеристик членов группы с деятельностным контекстом группы;
• учет наличия в группе особых интегративных факторов, обеспечивающих сохранение ее качественного своеобразия, нормальное функционирование и развитие;
• необходимость трактовки развертывающихся в группе процессов и отношений как многоуровневых и многомерных явлений;
• рассмотрение группы как функционирующей во времени открытой системы;
• принятие во внимание наличия двух основных сфер
жизнедеятельности группы - деловой (трудовой, инструментальной) и эмоциональной (межличностной);
• подчеркивание взаимосвязи и взаимовлияния групповых феноменов;
• включение вероятностного фактора в анализ закономерностей группового процесса, понимание сложной (системной) детерминации явлений групповой жизни.
Принцип развития.С позиции этого принципа:
• развитие социальной группы трактуется как обусловленное развитием совместной деятельности ее членов;
• учитывается неравномерность развития основных
сфер жизнедеятельности группы в связи со спецификой решаемых ею задач и с особенностями организации ее членов;
• идет поиск и изучение механизмов группового развития;
• движение группы в широком временном диапазоне рассматривается, прежде всего, в отношении к будущему;
• выявляются возможные регрессивные тенденции на разных этапах жизни группы.
Указанные методологические принципы определенным образом взаимосвязаны и в разные периоды жизнедеятельности группы имеют различный удельный вес в объяснении, предсказании и конструировании происходящих в ней процессов.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют подходы в изучении социальных групп?
2. Что означает принцип деятельности в исследовании групп?