Приоритетные требования к современному менеджеру
К менеджеру, в первую очередь, предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности.
В нем должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции.
В условиях перехода к рыночной экономике необходимо изменять взгляд на природу, роль, сущность и значение труда руководителя.
Сейчас на первое место выдвигаются самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
Помимо упомянутых выше организаторских качеств менеджер должен обладать гражданственностью, требовательностью к себе и другим, высоким уровнем общей и управленческой культуры.
Сущность руководства
Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность руководства — особого вида экономической деятельности.
Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективных сил подчиненных.
Это и есть задача руководителя любого управленческого уровня.
В наше время интеллектуальные компоненты любого вида деятельности преобладают над физическими. Поэтому подчиненных нужно побуждать работать не только физически, но, главным образом, умственно.
И надо помнить, что никакое принуждение не может заставить человека мыслить и действовать творчески если он этого не хочет сам.
Принуждением эффективно управлять нельзя.
Основа руководства
Влияние на подчиненных составляет основу руководства.
Руководитель — это человек, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации, его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворение в меру возможности их нужд и защита их интересов перед управляющими верхнего уровня.
Среди требований, предъявляемых к менеджеру, на первый план ставится умение управлять людьми. Поэтому он должен в совершенстве знать своих прямых подчиненных, особенно их возможности выполнять порученное дело. Менеджер должен иметь гражданское мужество избавиться от неспособных или нерадивых работников.
Организаторские способности:
Адаптационная мобильность — склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; нетерпимость к косности, консервативным проявлениям; стремление учить других, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание, предприимчивость.
Контактность -общительность-экстравертность (направленность на внешний мир и деятельность в нем); интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, способность располагать к себе людей, видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.
Стрессоустойчивость — интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.
Доминантность — властность; честолюбие; стремление к личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой; готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, завышенным уровнем притязаний; смелость, волевой характер.
Понятие профессиограммы
Профессиограмма – это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку.
Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
Профессиокарта – краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей. Профессиокарты содержат: официальное название описываемой профессии; описание результатов труда и их значения для людей; описание трудовых действий и основных личностных качеств, требуемых для профессии; описание предметных и социальных условий труда; указания на возможные пути обучения. Они предназначены для общей ориентировки в профессии.
Полная профессиограмма представляет собой – описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.
Ответственность персонала
1. Понятие и виды ответственности
Для человека ответственность – личное качество, которое включает интеллигентность, общественную зрелость.
Когда человек становится сотрудником организации, ответственность трансформируется в желание и способность квалифицированно подойти к выполнению своей работы в интересах организации.
Для менеджера ответственность означает личную потребность и необходимость квалифицированного подхода к принятию или реализации управленческого решения, способность предвидеть последствия своих действий, личную причастность к делу.
Ответственность менеджера может быть нескольких видов:
- собственная;
- чужая;
- внешняя;
- внутренняя;
- перед предприятием;
- общественная;
- социальная, экологическая и т.д.