Лекция 12. Психология профессионального здоровья.
Проблема профессионального здоровья: исторический аспект.
Психологическое обеспечение профессионального здоровья
Надежность профессиональной деятельности
Проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников, занятых в промышленной сфере, относятся к началу ХХ в. и связаны с оформлением движения за научную организацию труда (НОТ), одним из основоположников которого был американский инженер Ф. Тейлор.
Ф. Джилбрет, по праву считается одним из вождей движения за научную организацию труда, с ориентацией на «человеческий фактор». Он видит смысл НОТ в том, чтобы каждый занимался тем делом, которое больше всего соответствует его физическим и психическим способностям. Ф. Джилбрет выступил инициатором проведения Дня борьбы с утомлением, впервые организованного в Америке. Он утверждал, что нельзя недооценивать значение психологического фактора для предотвращения несчастных случаев на производстве, обеспечении безопасности труда рабочих.
Вопросы профессионального здоровья в той или иной постановке начинают активно обсуждаться и в Англии в начале ХХв.
- Профессор Кембриджского университета Б. Мессио одной из важных задач промышленной психологии считает соблюдение правил охраны труда; Если дать возможность человеку делать то дело, к которому он от природы наиболее приспособлен, то он будет работать легко, с удовольствием и практически не уставая.
- Директор психологической лаборатории в Кембридже Ч. Мейерс резко осуждает «промышленное варварство», «утонченную жестокость», «бессмысленнейшую эксплуатацию рабочих». Его главный тезис: надо уважать в рабочем достоинство, человеческую личность. А важнейшее условие подъема производительности труда, по мнению Мейерса, заключается в формировании уверенности работников в безопасности производства и создании для этого необходимых предпосылок.
- Один из основателей промышленной психологии Ф. Уоттс делает особый акцент на организации досуга работников. Соответственно задача психолога на предприятии, согласно Уоттсу, – создать оптимальные духовные и физические условия для осуществления работы самого высокого качества.
- Э. Крепелин, известный своими исследованиями факторов оптимальной организации труда, а также феномена утомления и его влияния на работоспособность, в целом рассматривал труд не как прискорбную участь угнетенных, а как привилегию здорового человека.
В России тема профессионального здоровья была достойно представлена в научной и практической деятельности В. М. Бехтерева, который очень много внимания уделял изучению трудовых процессов. По его инициативе в Петрограде создается Институт по изучению мозга и психической деятельности, в состав которого вошла лаборатория труда, главная задача которой заключалась в разработке мер по сохранению здоровья и развитию личности трудящихся. В основу исследований был положен комплексный подход к изучению работающего человека.
Под председательством В. М. Бехтерева в январе 1921 г. в Москве прошла 1-я Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. При Институте мозга было организовано издание научно-популярных книжек по различным вопросам общей гигиены и гигиены труда.
В 1920 г. советский теоретик и практик научной организации труда А. К. Гастев создает в Москве Центральный институт труда (ЦИТ). Под его руководством сотрудниками института были разработаны теория трудовых движений в производственных процессах, вопросы оптимальной организации рабочего места, методика рационального производственного обучения.
А.К. Гастев говорил о работнике как о субъекте самосовершенствования, оставляя за ним право на личную инициативу в организации технологических процессов. Особое внимание он уделял обеспечению физического и психического здоровья работников. Он утверждал, что основная цель НОТ в нашей стране – максимальная активизация работников в сочетании со сбережением сил и здоровья, экономным расходованием их энергии.
В наше время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Современный труд может оказывать на человека как положительное, так и негативное воздействие. Последнее может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т. д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления – профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность.
Пока еще не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкладывать в понятие профессионального здоровья. Определенные соображения на этот счет уже высказываются. Так, В. А. Пономаренко рассматривает профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности.
По мнению А. Г. Маклакова, профессиональное здоровье следует понимать как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.
Выбор будущей профессии, определение своего места в жизни – одно из самых главных решений, которое приходится принимать человеку. Выбор профессии в наше время рассматривается как основа жизненного самоутверждения человека в обществе. Еще И. И. Мечников заметил в свое время, что профессия влияет на продолжительность жизни. Можно сказать, что она оказывает и несомненное влияние на состояние физического и психического здоровья субъекта профессиональной деятельности.
По данным зарубежных исследований, низкая удовлетворенность трудом и низкий социальный статус – самые значимые факторы смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Неудачный выбор профессии влечет за собой возрастание несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Весьма вероятны и деформации в психическом самочувствии человека. Правильная и своевременная профессиональная ориентация, замечает Ю. А. Андреев, имеет самое прямое отношение к обеспечению крепкого здоровья.
Профессиональное самоопределение.В начале ХХ в. директор Центрального института педологии профессор Н. А. Рыбников высказал немало ценных мыслей и наблюдений, которые нашли отражение в современной теории и практике профессионального самоопределения. Автор делает акцент на «самознании» как определяющем условии адекватного выбора профессии. Человек должен уметь выявить свои преобладающие стремления, способности, психологические черты. Он обращает внимание на то, что в неправильном выборе профессии нередко повинны члены семьи, которые ориентируются не на подлинные способности и призвание молодого человека, а на преходящие факторы (заработок, преемственность профессий в семье, доступность получения профессии и т. д.). Влияние членов семьи в этом вопросе зачастую носит форму не совета, а категорического требования. Автор указывает также на большую долю случайного выбора профессии: по совету товарищей, знакомых, по причине поверхностной привлекательности профессии и т. д. В настоящее время считается, что на процесс профессионального самоопределения наиболее сильное влияние оказывают несколько факторов.
· Интересы, на формирование которых, в свою очередь, влияют способности, прошлый опыт, представление о будущей профессии. Данные показывают, что менее 40% выпускников при выборе профессии руководствуются специально полученной информацией о профессии, в которой не только раскрываются привлекательные стороны, но и приводятся сведения о ее содержании, в том числе касающиеся и негативных аспектов,
· Индивидуальные особенности: черты характера, темперамент и свойства нервной системы.
· Уровень подготовки, который включает в себя культурный кругозор, мировоззрение, школьную успеваемость.
· Состояние здоровья.
· Ряд социальных факторов: место жительства, профессия и советы родителей, рекомендации учителей, товарищей, средств массовой информации,
Профессиональная подготовка.За выбором профессии следует этап профессиональной подготовки, в процессе которой субъект, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков. Организация профессиональной подготовки обусловливается характером самой деятельности и основывается на анализе ее психологического содержания. Профессиональная подготовка протекает тем успешнее, чем более всесторонне и глубоко реализуются общие психолого-педагогические принципы:
· обеспечение единства обучения и воспитания;
· построение учебного процесса на основе сознательного и активного участия обучаемых;
· наглядность и доступность изложения учебного материала;
· систематичность, последовательность построения процесса подготовки;
· учет индивидуальных особенностей обучаемых;
· обеспечение контроля за прочностью усвоения и характером протекания профессиональной подготовки.
Несовершенство профессиональной подготовки, просчеты, допущенные на этом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия для здоровья. Человек, поставленный перед фактом своей профессиональной неполноценности, ущербности, тяжело переживает такое положение.
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение. Работа, доводящая до потери здоровья и укорачивающая жизнь, по мнению Г. Спенсера, достойна не похвалы, а порицания. Это суждение авторитетного философа в полной мере сохраняет свою справедливость, когда мы говорим о профессиональном пути человека.
Цели любой образовательной системы не могут быть признаны оправданными, если их реализация будет противоречить обеспечению здоровья обучаемых. Благо нам принесет только такое образование, подчеркивал Х. Гуфеланд (1996), которое предоставит возможность человеку наиболее полно совершенствоваться в физическом и нравственном отношении. Жизнь и здоровье – главные ценности, а само образование должно быть подчинено обогащению этих ценностей.
Профессиональная адаптация -есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда». После завершения образования каждому субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность.
Адаптация осуществляется по нескольким направлениям, к которым относятся:
· условия деятельности (рабочее место, физическая среда);
· профессиональные задачи;
· руководство;
· социальные факторы профессиональной среды (формирование отношения к организации, коллективу; установление межличностного контакта в рабочей группе и др.)
Соответственно различают и вторичную адаптацию, которая имеет место при радикальном изменении профессиональных задач и социального окружения (смена профессии, смена места работы).
Завершив обучение и пройдя первичную профессиональную адаптацию, человек выходит на самый длительный в его профессиональной биографии этап, связанный с регулярным исполнением служебных обязанностей.
Надежность профессиональной деятельности.Среди всех сфер жизнедеятельности, трудовая оказывает самое сильное влияние на здоровье, главным образом ухудшая его. Причем постоянное нервное напряжение, утомление отмечаются в качестве самого отрицательного фактора профессиональной деятельности, с точки зрения его влияния на здоровье. Вместе с тем к субъекту профессиональной деятельности предъявляются определенные требования по надежности ее исполнения.
Надежность профессиональной деятельности предполагает безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности.
Специалист, обладающий необходимыми профессионально важными качествами и требуемой квалификацией, все равно останется потенциально опасным в смысле профессиональной надежности, если с его физическим или психическим здоровьем не все благополучно.
На надежность работы человека, приступившего к регулярной профессиональной деятельности, будут оказывать влияние различные факторы. К числу наиболее значимых среди них можно отнести поддержание мотивации к выполняемой деятельности; переживаемые в процессе труда функциональные состояния (утомление, монотония, психический стресс); психологический климат в трудовом коллективе и др.
Очень многое зависит и от того, насколько полно и правильно учтены психогигиенические факторы, прежде всего, это установление режима труда и отдыха, организация рабочего места, обеспечение эстетических условий труда, учет факторов физической среды и др. Основу надежности личности, включенной в профессиональную деятельность, составляют определенные черты характера и уровень ее нравственности.
Не только профессиональное мастерство, но и нравственные качества работников влияют на их профессиональное долголетие, надежность и безопасность их труда. Гордость за качественно выполненную работу, профессиональная честность, моральная ответственность перед людьми, – все это обязательные слагаемые моральной надежности специалиста.
Оправданный поиск возможных причин ненадежных действий субъекта труда осуществляется в соответствии с раскрытием динамики работоспособности, характеристикой ее основных фаз (врабатываемости, устойчивой работоспособности и ее падения), выявлением тех факторов, от которых зависит их продолжительность.
Для фазы врабатываемости характерно постепенное нарастание работоспособности. Эта фаза сопровождается процессом адаптации человека к новым требованиям. Она предполагает определенные затраты времени приближения работающего человека к зоне требуемых значений по безошибочности, точности и быстроте выполняемых действий, т. е. переход его в фазу устойчивой работоспособности.
Наступление третьей фазы сопровождается падением работоспособности, обусловленным развитием утомления. Это психическое состояние – одно из самых распространенных в практике профессиональной деятельности. Устойчивое пребывание в нем представляет серьезную угрозу соматическому и психическому здоровью работника. Общее снижение работоспособности осознается человеком как невозможность продолжать свою деятельность должным образом.
Внимание – один из психических процессов, на который утомление оказывает наиболее сильное воздействие. Затруднения в сенсорной области сводятся к увеличению абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности. В моторной сфере утомление вызывает нарушение ритма, точности и координации движений. Увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Снижаются показатели кратковременной памяти, темп мышления, точность и скорость образования логических взаимосвязей. В целом отмечается ухудшение качества умственной работы. Снижается эффективность самоконтроля и соответственно возрастает число ошибочных действий. В состоянии утомления ослабляются важные характеристики воли: решительность, настойчивость, выдержка. Развивается сонливость, влияющая на безопасность деятельности.
Русский психиатр И. Сикорский, в 1879 г. впервые попытался измерить утомление. Для этой цели он предлагал ученикам утром, а затем после окончания занятий писать диктант, длившийся 15 минут. Оказалось, что после завершения учебного дня число ошибок возрастало на 33 %.
Обеспечение надежности профессиональной деятельности связано с разработкой оздоровительных программ для персонала, Конкретный опыт их применения уже накоплен в целом ряде зарубежных организаций. В основу таких программ положены следующие предпосылки:
1. Образ жизни оказывает важное влияние на здоровье человека.
2.Люди могут изменить свои привычки, если им оказать соответствующую помощь.
3. Рабочее место наиболее эффективно для помощи такого рода, так как люди проводят на рабочем месте много времени.
Программы поддержки здоровья позволяют повысить надежность и производительность труда, сократив количество больничных листов, снизить затраты на оплату страховки, улучшить психологический климат в коллективе.
Чтобы снизить влияние фактора или факторов риска, разрабатывается индивидуальный план здорового образа (стиля) жизни. Он включает информацию о принципах здорового образа жизни, обучение техникам самоуправления стрессом, обучение навыкам измерения кровяного давления, рекомендации по изменению образа жизни с целью улучшения и поддержания здоровья и др.