Психика как свойство нервной системы
1. Нервная система делиться на:
a) центральную, периферическую и вегетативную;
b) вегетативную и парасимпатическую;
c) отражательную и регулятивную.
2. К центральной нервной системе относится:
a) головной и спинной мозг;
b) мышцы и кости;
c) внутренние органы.
3. Воздействия среды, вызывающие ответные реакции организма называются:
a) раздражителями;
b) нервными импульсами;
c) стимуляторами.
4. Структурно-функциональной единицей нервной системы является:
a) нейрон;
b) аксон;
c) дендрит.
5. Синапсы:
a) пропускают одни импульсы и задерживают другие;
b) фильтруют раздражители.
6. Существует три вида нервных клеток:
a) рецепторные, двигательные, центральные;
b) чувствительные, проводящие, поступающие.
7. В коре мозга имеются связанные между собой зоны:
a) сенсорные и эффекторные;
b) чувствительные и двигательные.
8. Правое полушарие головного мозга отвечает:
a) за логику, науку, рассудочность действий;
b) за отражение мира в богатстве оттенков и деталей, эмоции, творчество.
9. Левое полушарие головного мозга отражает:
a) творческое начало, эмоциональность;
b) тягу к науке, рациональность мышления, абстракций.
10. Выберите, подавленное состояние, и сущность полушарий:
a) правое:
- эйфория
- глубокая депрессия
b) левое:
- дух отрицания
- сомнения
11. Психика – это:
a) социально опосредованный продукт мозговой деятельности. Субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодействия человека со средой
b) осознание субъектом познавательного процесса исходя из анализа проблемной ситуации, преобразование проблемной ситуации в познавательную цель
12. Психическое отражение действительности человеком:
a) это отражение, опосредственное словесным знаком, человеческим понятием, сформированном в общественно-исторической практике;
b) это мышление, при котором решение мыслительной задачи осуществляется при помощи физического преобразования ситуации.
13. Физиологические свойства нервной системы:
a) сила нервных процессов:
- уравновешенность
- подвижность
b) уравновешенность:
- динамичность
- торможение
14. Существуют сигнальные системы:
a) непосредственных ощущений, восприятия, впечатлений
b) словесная речь
c) мимика
15. Правое полушарие и левое полушарие органы:
a) образного мышления
b) абстрактно теоретического мышления:
- образной памяти
16. Нервная система и психика взаимосвязаны:
a) нет
b) в какой-то степени
Рефлекторная природа психической деятельности. Понятие о рефлекторном кольце
1. Что является основной формой взаимодействия организма со средой ?
a) импульс
b) раздражение
c) рефлекс
2. Из каких видов клеток состоит нервная ткань ?
a) вибрионы
b) нейроглии
c) мезоглея
d) нейроны
3. Тела нейронов образуют:
a) белое вещество
b) желтое вещество
c) серое вещество
d) черное вещество
4. Нервная клетка состоит из:
a) ядро
b) вибриссы
c) аксон
d) альвеолы
e) дендрит
f) митохондрии
g) тело
h) мембрана
i) синапсы
5. По своей функциональной значимости в составе рефлекторной дуги различают виды нейронов:
a) афферентные
b) угасающие
c) тормозящие
d) дифферентные
e) эфферентные
f) промежуточные
6. Функция афферентного нейрона состоит:
a) обеспечивает двигательную активность рабочему органу
b) синтезирует и анализирует работу органа
c) воспринимает раздражение из внешней и внутренней среды
d) посылает импульсы обратной связи
7. Как еще называется афферентный нейрон:
a) двигательный
b) чувствительный
c) вставочный
d) промежуточный
8. Промежуточный нейрон в рефлекторной дуге обеспечивает:
a) передачу информации с чувствительного нерва на двигательный
b) связывает воедино все нейроны
c) принимает раздражение из внешней среды
9. Функциональное значение эфферентного нейрона состоит:
a) восстановительная
b) двигательная
c) зрительная
10. Функция нейроглий:
a) рефлекторная
b) опорная
c) восстановительная
d) зрительная
11. Нейроглий образуют:
a) белое вещество
b) желтое вещество
c) серое вещество
d) железо-образное вещество
12. По ряду морфообразных признаков нервная система бывает:
a) соматическая
b) парасимпатическая
c) вегетативная
d) автономная
e) эфферентная
13. Вегетативная система инервирует:
a) скелетную мускулатуру
b) внутренние органы
c) орган слуха
d) орган зрения
14. Рефлекторные акты бывают:
a) замкнутые
b) условные
c) тормозящие
d) безусловные
15. Четвертое звено рефлекторного кольца называется:
a) обратной связью
b) последней связью
c) возвратной связью
Развитие психики в животном мире
1. Под воздействием чего возникли психические явления?
a) под воздействием изменений условий обитания
b) в результате длительной биологической эволюции живой материи
c) в результате роста и размножения
2. У кого впервые наблюдается способность к реагированию на изменение внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители?
a) рыбы
b) одноклеточные
c) насекомые
3. Какой орган взял на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством ?
a) головной мозг
b) нервная система
c) эндокринная система
4.Кто предложил гипотезу, касающуюся стадии и уровней развития психического отражения от простейших животных и кончая человеком ?
a) И.П. Павлов
b) А.Н. Леонтьев
c) Ч. Дарвин
5. Расположите последовательно уровни поведения:
Рефлексы, научение, таксисы, инстинктивное поведение, рассудочная деятельность.
6. Какой уровень поведения свойственен млекопитающим ?
a) инстинктивное поведения
b) научение
c) рассудочная деятельность
7. Какой группе характерны таксисы ?
a) насекомые
b) кишечнополостные
c) простейшие
8. Назовите три стадии развития психики:
a) стадия элементарной сенсорной психики
b) перцептивная психика
c) высшая
d) низшая
e) стадия интеллекта
9. Что такое биологически нейтральное воздействие ?
a) виды энергии или свойства предметов, не участвующих непосредственно в обмене веществ
b) свойства предметов, которые разрушают его организм
c) воздействия, которые очень вредны организмам
10. С какой из форм активности живых существ неразрывно связано отражение биологически нейтральных воздействий ?
a) с размножением
b) с поведением
c) с повадками
11. Перечислите главные тенденции развития психики:
a) усложнения форм поведения (форм двигательной активности)
b) совершенствование способности к индивидуальному научению
c) усложнение форм психического развития
d) изменение среды обитания
12. Назовите общий способ приспособления к изменениям условий среды у животных и растений:
a) путем изменения строения и функционирования органов
b) путем изменения поведения без изменения организации
c) большую пластичность поведения обеспечивает факультативное поведение
13. На основе чего считают, что все животные имеют психику ?
a) способность передвигаться
b) наличие сигнального поведения
c) способность к размножению
14. Какими способностями определяется психика ?
a) раздражимость
b) чувствительность
c) способность перемещаться в пространстве
15. Почему в ходе биологической эволюции возникла психика ?
a) развитие психики обеспечивало эффективное приспособление к среде
b) т.к. закреплялось то, что было биологически полезно
c) медленные изменения наследственных форм поведения – инстинктов
16. Перечислите главные особенности психической деятельности животных:
a) активность, определяемая биологическими мотивами
b) деятельность ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций
c) изготовление орудия труда, наличие образа будущего
d) поведение во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные программы
e) материализация трудовых операций с возможностью хранения этого опыта и передача его последующим поколениям
f) отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений
Факторы возникновения сознания. Общественно–историческая природа сознания
1. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных т.е.:
a) мышления
b) сознания
c) ощущения
2. Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом:
a) развития слуховых ощущений
b) развития чувствительности
c) общественно-трудовой деятельности
3. Что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом ?
a) эмоции
b) деятельность
c) сознание
4. Развитие руки как органа труда было вместе с тем и ее развитием как органа:
a) осязания
b) познания
5. С переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, углубляется характер познания, что привело к развитию ?
a) зон, (полей) зрительного восприятия
b) органов чувств
c) пищеварительной системы
6. Что является органом сознательной деятельности у человека?
a) кора больших полушарий
b) мозжечок
c) височные доли
7. Становление человеческого сознания и всех специфических особенностей психики было длительным процессом, органически связанным с развитием:
a) трудовой деятельности
b) второй сигнальной системой
c) внешнего облика человека
8. Что является мотивом деятельности у человека ?
a) потребности
b) интересы
c) результат
9. Что является теоретическим мотивом, источником познавательной деятельности ?
a) желание
b) интерес, любознательность
c) потребность
10. В процессе исторического развития сознания существенное место занимает развитие:
a) мотивации
b) мышления
c) психики
11. Со становлением новой формы бытия – бытия человеческого – новой формы иллюзии, субъект которой способен отдавать отчет о своем отношении к миру, другим людям, выполнять обязанности, ставить перед собой задачи, изменять мир и способствовало становлению:
a) сознания
b) коллективного представления
c) идеологии
12. Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности связано:
a) языком
b) скоростью протекания психических процессов
c) отношением к окружающему
13. В чем заключается различие сознания народов, находящихся на низких стадиях общественного развития и сознания народов на высших стадиях общественного и культурного развития:
a) богатством опыта сознания
b) коллективным представлением сознания
c) мышлением
14. Формой сознания человека как общественного индивида является:
a) язык
b) инстинкт
c) деятельность
15. Какие науки изучают сознание человека:
a) философия
b) нейрофизиология
c) социология
d) психология
e) физиология
f) геология
g) экология