Развитие социального поведения. Специфика подросткового и юношеского возраста по сравнению с детством заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменении их
Специфика подросткового и юношеского возраста по сравнению с детством заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменении их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.
Маргинальность положения подростка характеризуется прежде всего неопределенностью – одним из самых тяжких переживаний человека. В криминальной среде такая ситуация образно обозначается как «попасть в непонятное» (Губерман И., 1993). «Попасть в непонятное» – значит, оставаясь в той же самой социальной среде, оказаться в сфере крайне неопределенных отношений – «вроде все как всегда» и в то же время все иначе.
Поведение в семье
Наиболее важными и наиболее напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Тяжесть положения здесь обусловлена, с одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости от родителей, и с другой – желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости. В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он «занимается формированием собственной индивидуальности», с другой – в связи с новым своим положением «налаживает новые связи с родителями» (Райс Ф., 2000, с. 429). Это противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого характерно именно для подросткового возраста.
Реакция эмансипации
Реакция эмансипации представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших – родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще» (Личко А. Е., 1983).
Отношения подростка с родителями и конфликтность этих отношений, связанная со стремлением молодого человека освободиться от родительской опеки и контроля, зависит от многих факторов.
Это, во-первых , условия, связанные с материальным положением семьи, ее психологической атмосферой, стилем воспитания, уровнем образования, социальным положением и родом занятий родителей.
Во-вторых , сформировавшиеся к этому времени индивидуальные особенности юноши и девушки.
Реакция эмансипации – процесс, затрагивающий различные аспекты социальных отношений
Реакция эмансипации – процесс, затрагивающий различные аспекты социальных отношений.
Различают три вида эмансипации подростков:
– эмоциональную , проявляющуюся в стремлении юноши к большей эмоциональной близости не с родителями, а со сверстником или с представителем противоположного пола;
– поведенческую эмансипацию, представляющую собой стремление подростка освободиться от контроля со стороны родителей;
– нормативную эмансипацию как стремление молодого человека отвергнуть те нормы и ценности, которых придерживаются родители (Кон И. С., 1989, с. 111).
Из всех видов эмансипации наименее драматичным для психологии подростка является переход к эмоциональной автономии как избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.
Стремление к поведенческой и нормативной автономии тоже имеет относительный характер. Подростки в действительности и не стремятся к полной свободе, поскольку полная свобода, предоставленная им слишком быстро, воспринимается ими как отторжение от семьи. «Подростки хотят иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная свобода им не нужна. Те из них, кому дается полная свобода, испытывают чувство тревоги, так как не знают, как ею воспользоваться» (Райс Ф., 2000, с. 430).
Сложность отношений между молодыми людьми и их родителями во многом определяется своеобразной асимметричностью интересов детей и родителей.
Родители интересуются всеми сторонами жизни их детей, в то время как подростки (юноши), в силу отсутствия у них жизненного опыта и вследствие возрастного эгоцентризма, мало интересуются теми аспектами жизни родителей, которые выходят за пределы жизни семьи (Кон И. С., 1989).
Конфликты в семье
Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому.
Конфликты с родителями возрастают при инфантильном поведении подростка, его демонстративном неуважении к ним, ссорах с братьями и сестрами, сложных отношениях с родственниками, несовпадении типов личностей подростка и кого-то из родителей (Райс Ф., 2000, с. 440).
Несмотря на случающиеся конфликты, большинство подростков все же характеризуют отношения в семье как теплые, гибкие, связанные с переживанием положительных эмоций. Вообще представления о серьезной конфликтности отношений между подростками и родителями, по-видимому, сильно преувеличены.
Более того, родители по-прежнему остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой и теми людьми, к которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. «Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков» (Кон И. С., 1989, с. 113). К сожалению, далеко не всегда эти их желания сбываются, а ожидания – подкрепляются реальным поведением родителей.
Наблюдения
Фактически серьезные конфликты отмечаются только в 15–20 % семей (Крайг Г., с. 609).
С этой цифрой согласуются и статистические данные, полученные по России: только 15 % опрошенных подростков назвали в качестве наиболее беспокоящей их проблемы отношения с родителями.
Конфликтуют с родителями постоянно – 3 %, часто – 10 %, иногда – 26 %, редко – 38 % и не имеют конфликтов 22 % опрошенных (Образ жизни детей и подростков Российской Федерации, 1992).