Поэмы в творчестве А.С. Пушкина
Лекция 1
Первая половина XIX века – эпоха двух императоров.
Александр I (1801-1825):
· Поддержка дворянства
· Сочувствие либеральным идеям
· Проблема крепостного права
· Проблема абсолютизма
· Негласный комитет
· Сперанский
o Попытка реформаторской деятельности
o Арест
o Ссылка в Сибирь
· Карамзин претендует на должность государственного секретаря, но назначение получает адмирал Шишков
Восстание декабристов – 1825 год
Николай I (1826-1855):
· Начало политического сыска (3-е отделение императорской канцелярии)
· Рождение русской философской мысли
· Рост массовой литературы (Бужнин, Гоголь)
· Рождение натуральной школы (Тургенев, Некрасов, Гончаров, Толстой, Достоевский)
·
Явления литературной жизни:
· Поэты-радищевцы – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств
· Борьба новаторов и архаистов, «карамзинистов» и «шишковистов»
· Три поколения литераторов:
o Поколение Державина
o Поколение Жуковского
o Поколение Пушкина
Лекция 2
Литературные сообщества
«Рассуждения о старом и новом слоге русского языка», Шишков
Общество «Арзамас» - объединение карамзинистов:
· Н.И. Тургенев, М.А. Орлов, Н.М. Муравьев – важнейшие члены общества
· Игровое поведение, в частности ношение красных колпаков – символа якобинцев
1818 г. – начала издания «Истории государства российского» Карамзина
Развитие новых жанров:
· Романы А.Ф. Измайлова -> 1823 г. – начало создания романа в стихах «Евгений Онегин»
· Басни
Поэты-декабристы:
· Кондратий Рылеев
· Кюхельбекер
· Федор Николаевич Глинка
Поэты, сочувствовавшие декабристам:
· А.С. Пушкин
· А.С. Грибоедов
Лекция 3
…
Лекция 4
Классицизм – сентиментализм – романтизм – реализм
Ключевое событие европейской истории конца XVIII века - Великая французская революция
Философия эпохи романтизма:
· Немецкий идеализм
· Рационалистический подход и появление противоположных, иррациональных подходов
· Поиск причинно-следственных связей
Особенности романтического мироощущения:
· Индивидуализм как беда главного героя
· Порыв к идеальному, высокому
· Философия пессимизма
· Скептицизм
· Серьезный психологизм
Для переводчика прежде всего важна свобода (Жуковский). Переводчик становится отчасти соперником автора оригинала.
Первая половина 1820-х – расцвет романтизма
Середина 1820-х годов:
1) рост популярности Пушкина как поэта
2) кризис романтизма
Наиболее яркие представители романтизма первой четверти XIX века:
· Жуковский
o 1801 г. – стихотворение «Сельское кладбище» (переводное произведение)
o 1808 г. – «Людмила», первая баллада Жуковского
§ Традиционный для баллад трагический колорит
o 1806 г. – стихотворение «Вечер», первая оригинальная элегия Жуковского:
§ Психологизм
§ Лирический биографизм, личная рефлексия
§ Мотив ухода от друзей
§ Использование пейзажа
§ Исключительная мелодичность
o 1814 года - «Эмон и Эсхил»
§ Философия стоицизма
§ Противопоставление двух реальностей («здесь» и «там»)
o Стихотворение «»:
§ Одухотворение жизни поэзией (При этом поэзия не всегда там, где жизнь.);
§ Образ «гения чистой красоты» - музы
o 1827 г. - стихотворение «Небо родимое»:
§ Не все можно выразить словами
o Баллада «Светлана»:
§ Переосмысление сюжета
§ Идея веры, надежда, любви
Лекция 5
К поэтам-декабристам причисляют не только непосредственных участников восстания на Сенатской площади, но и тех, кто разделял идеи декабристов (Пушкин, Грибоедов, Федор Глинка) и участвовал в тайных обществах.
Особенности поэзии декабристов:
· Яркая героика
· Публицистичность (Поэзия должна быть полезна)
· Скрещение с масонской литературой
· Национально-патриотическая тематика
· Усиленное романтическое противопоставление мечты и действительности (гражданский романтизм)
Литературные общества:
· «Зеленая лампа»
· Союз любителей русской словесности
Кондратий рылеев:
· «Временщику»
o Народ как значимая сила истории
o Обличение Аракчеева и его политики
· Цикл «Думы» (дума об Иване Сусанине)
o Иван Сусанин – пример гражданственности, человека, приносящегося пользу Отечеству
o Царь Михаил Романов – символ национальной независимости, спасения России как суверенного государства
· Поэма «Вольнорусский»
· Риега (?)
· Агитационные песни («Как шел кузнец»)
Журналы:
· Альманах «Полярная звезда» (Рылеев, Бестужев)
o Введение системы гонораров
o Литературная критика
o Публикация произведения ведущих писателей того времени
Федор Глинка:
· «Сон русского на чужбине»
· «Песнь узника»
o Призыв к гуманности
Кюхельбекер
· Не поэт, но преданность поэзии удивительная (Л.Н. Толстой)
· Стихотворение «19 октября 1836 года»
Пушкин
Основные периоды творчества:
Обучение в Царскосельском лицее
1814 г. – первое стихотворение «К другу стихотворцу», триптоним НТШП
1817-1820 гг. – первый петербургский период
1820-1824 гг. – Южная ссылка (расцвет романтизма в творчестве поэта)
1824-1826 гг. – ссылка в Михайловское («Евгений Онегин», «Борис Годунов»)
1826-1830 гг. – Москва, Петербург, осень в Болдино
…
Лицейский период
Стихотворение « К морю»
Историческая элегия «Наполеон»
Стихотворение «Герой» - переосмысление концепции героя через образ Наполеона
Мотив гедонистических наслаждений
Первый петербуржский период:
Ода «Вольность»
Первое послание к Чаадаеву – упоминание не о свержении монархии, но об ограничении абсолютистских принципов.
Стихотворение «Деревня»
Период Южной ссылки
Стихотворение «Погасло дневное светило»
Стремление в неведомое
Первое послание к цензору
Признание возможности разумной цензуры
«Свободы сеятель пустынный»
«На холмах Грузии»
Поэмы в творчестве А.С. Пушкина
Кто-то заплакал
1817-1820 гг. – поэма «Руслан и Людмила»
· Нарушение канонического типа героической поэмы
· Элементы буффонады (пленение Фарлафа)
1824-1825 гг. – «У Лукоморья дуб зеленый…»
Баллада «Песнь о Вещем Олеге»:
· Элементы историзма
Южные поэмы:
· «Кавказский пленник»
· «Бахчисарайский фонтан»
· «Цыганы»
Особенности:
· Доминирование романтического мировосприятия
· Избыточность изобразительных средств в описании природы
· Субъективизм в повествовании («глаз души моей»)
· Уход героя от настоящего ради прошедшего
· Столкновение культур: европейской, цивилизованной и восточной, близкой к природе
Комическая поэма «Граф Нулин»
Поэма «Полтава»
· Идеализированный, мифологизированный образ царя-преобразователя (Петра I)
· Образ Мазепы – корыстолюбие, властолюбие, обличение сепаратистских стремлений
· Петр действует в одном направлении с вектором истории
· Соединение прекрасного и ужасного в образе Петра Великого
Поэма «Медный всадник»
· В основе поэмы - наводнение в Петербурге 7 ноября 1824 года
· Одические интонации
· Конфликт Петра и «маленького человека»
· Конфликт стихии и Человека:
o Человеку (великому человеку) не страшна стихия в историческом масштабе
o Современный человек не в состоянии совладать со стихией
· Что будет с Россией? Куда все катится?
· Проблема цены прогресса; проблема цели и средств
Переход к реализму в творчестве Пушкина:
· Усложнение картины мира
· Установление, выяснение разнообразных причинно-следственных связей
· Отказ от концепции героя в пользу признания надличностных, высших законов
Вклад в реформу русского театра и русской драматургии (статьи, написанные в Михайловском):
· Русская драматургия изначально пошла по пути, отличному от западного; родилась не из традиций народного театра
· Главное требование к драматургу – соблюдение «истинности страстей» (историзм)
драма «Борис Годунов»:
· Опора на «Историю государства российского» Карамзина
· Исследование характеров исторических лиц в предполагаемых обстоятельствах
· Трагедия как власти, так и народа (историко-социальная проблематика):
o Власть, чуждая народу
o Неспособность власти к признанию своих грехов и покаянию
o Народ способен на самоунижение, на ложь и раболепие
o «Народ безмолвствует» - неоднозначность реакции на действия власти
· Опора на шекспировские трагедии а эстетическом смысле:
o «принцип вольного и широкого изображения характеров»
o «небрежное и простое составление планов»
· Противоречивость характера Бориса Годунова:
o Безмерное честолюбие
o Готовность переступать моральные законы
o Способность чувствовать угрызение совести
o Искренняя забота об укреплении государства (в своем понимании)
o Прекрасный семьянин
· 23 сцены (Отказ от пятиактного действия, принципа единства времени и места)
· Использование доступного изложения, современным языком с редкими вкрапления архаизмов
«Маленькие трагедии» (написание в период Болдинской осени): «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость»:
· Описание человеческих архетипов с отпечатками определенных исторических эпох
· Стремление к исторической и этнокультурной детерминированности
· Характеры, охваченные страстью
· Срез нравственно-психологических конфликтов
· Постановка вечных проблем:
o Зависть и смерть («Моцарт и Сальери»)
o Любовь и смерть («Каменный гость»)
o Скупость и смерть («Скупой рыцарь»)
o Наслаждение и смерть («Пир во время чумы»)
Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823 – 1830 гг.)
· Центральное произведение в поэтическом творчестве Пушкина
· Кольцевая композиция
· Субъективный монизм
· Объективизация повествования:
o Дистанцирование автора от героя – признак реалистического искусства
o Точки зрения других героев на главного героя
o Многостороннее понимание ситуации, диалектическая природа текста
· Своеобразие жанра:
o Роман как «энциклопедия жизни духовного индивидуума»
· Герой нового типа – обыватель со способностью критического мышления, «лишний человек», русский европеец – скептик-вольтерьянец
· Разрыв возможностей: Ленский может или погибнуть на поприще гражданской борьбы, или стать обычным барином
· Рецензии Левитина:
o Первая: признание в произведении концепции байронизма
o Вторая: отказ от этой концепции байронизма
· Два типа внутренних сюжета:
o В развитии Онегина:
§ Онегин как лишний человек в первой части романа
§ Онегин как человек, способный к обновлению, изменившийся во второй части романа
o В развитии Татьяны:
§ Татьяна как мечтательная девушка, влюбившаяся не в реального человека, а в его образ
§ Татьяна как женщина, осознающая свое положение в обществе и знающая людей (инстинктуальное понимание женщины)
· Образ Автора:
o Авторские отступления формируют роман в романе
· Открытый финал:
o Философское понимание Пушкиным бесконечности жизни
o Привлечение читателя к сотворчеству
o Намек на разные варианты развития судьбы героя
· Развитие героя - признак реализма
Отношение Пушкина к фигуре Наполеона:
· Деятельный честолюбец
Проза в творчестве Пушкина:
· 1822 г. – публицистические наброски о прозе
o Проза требует мысли, без которой изящное выражение ничего не стит
· «Смиренная проза» (1827 г.):
o «Арап Петра Великого»
· Повести Белкина:
o Передача роли повествователя самим персонажам
o Тройная призма: автор («Издатель») – Иван Петрович Белкин – персонаж-повествователь
o «Станционный смотритель», «Гробовщик» - обрисовка образа маленького человека; нравственный и социально-психологический аспекты существования
o Традиционный сюжеты с новыми смыслами
o Повесть «Выстрел»
§ Романтический сюжет
§ Вопрос о цене за унижение