Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев.Жизнь и творчество.(Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещалинам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возмо-жен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцо-ва, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художест-венному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэ-тов с пролетарской поэзией. Художественные и идей-но-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не
бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ко-
выль. | Равнина дорогая...», «Шаганэ | ты моя, Ша- | ||||
га нэ!..», «Не | жалею, не | зову, | не плачу...», «Русь | |||
советская», | «Сорокоуст» | (указанные | произведения | |||
обязательны для изучения). | «Собаке Качалова», | |||||
«Я | покинул родимый дом...», | |||||
«Клен | ты мой опавший, клен заледенелый...». (Воз- | |||||
можен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есе-
нина. Россия, Русь как главная тема всего его твор-чества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Пе-сенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Коль-цова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий род-ным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенин-ской лирики. Трагическое восприятие революционной
ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкин-ские мотивы в развитии темы быстротечности человече-ского бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские
мотивы»).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм, Лирический стихотвор-ный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Лите-ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок,
3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Ме-режковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О, Мандель-штами др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери-менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля,
«Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром»
А. Фадеева).Трагизм восприятия революционных со-бытий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ре-мизовакак жанр лирической орнаментальной прозы;«Солнце мертвых» И, Шмелева),Поиски нового герояэпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавре-
нева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность
(А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»),
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Орнаментальная проза
(начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский.Жизнь итворчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юби-
лейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведе-ния являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
(Возможен выбор трех -пяти других стихотворений.) Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа.
Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и ре-волюция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова-торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер-боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие лю-бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по-эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-но-ватора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто-летия.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Футуризм (развитие пред-ставлений). Тоническое стихосложение (углубление по-нятия). Развитие представлений о рифме: рифма со-ставная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб
в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии
в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пас-тернака, О. Мандельштамаи др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения