Источники неточностей при написании заключения

Влияния, к-рым может подвергаться психолог-диагност, возникают из соц., профессионального и интерпретационного контекста, в к-ром он работает. Составитель П. з. должен избегать смешения между: а) поведенческими суждениями, б) спекуляциями в отношении воображаемых или внутренних процессов описываемой личности и в) данными из интервью, отражающими сознательные мысли и суждения обследуемого субъекта. Читатели наверняка будут сравнивать утверждения из этого заключения с др. источниками информ., и в заключении следует ясно указать на желательность подобного сравнения.

Большинство пишущих на данную тему, по-видимому, согласны с определенными правилами подготовки П. з. К ним относятся: а) исключение сведений, к-рые можно с большей легкостью получить из др. источников; б) приведение перечня использованных тестов, однако без указания того, какой из них использовался для измерения той или иной специфической функции, т. к. большинство оценочных инструментов имеют широкое предназначение, а не предполагают своего исключительного использования для к.-л. специфической цели; в) избегание количественных утверждений, наподобие цитирования норм, если это не вызывается необходимостью в каждом конкретном случае; г) обеспечение того, чтобы выводы и диагностические данные были связаны (более или менее очевидным образом) с остальным содержанием заключения.

В Н. п. з. вовлекается комплекс межпрофессиональных и межличностных проблем. Заключение может влиять на важные решения и поэтому требует максимальной компетентности от клинического психолога. Хотя и допустимо чтобы оно было достаточно обтекаемым, общим и осторожным в формулировках, гораздо полезнее, если оно будет специфичным и точным. Психол. заключения будут продолжать играть важную роль в формировании и поддержании общественного имиджа психологии.

См. также Клиническая оценка, Оценка личности

У. Клопфер

Нарушения мышления (thought disturbances)

Мышление — сознательное и бессознательное — служит целям установления и текущего контроля коммуникации, регулирования деятельности, порождения, формулирования и решения задач на вербальном и невербальном уровнях. Н. м. могут наблюдаться на континууме, упорядоченном по степени тяжести от нормальных отключений внимания до уровня патологии.

Нек-рые из менее серьезных Н. м. отмечаются у детей с гиперкинетическим синдромом, чье внимание мимолетно, а выполнение ими заданий прерывается кажущейся необходимостью совершения моторных актов. Писатели и композиторы тж испытывают Н. м., такие как периоды выпадения (blank periods), в течение к-рых нарушается способность продолжать творческий процесс сочинения литературного или музыкального произведения, тогда как все обычные функции при этом совершенно не страдают.

Часто психоневрозы, такие как фобические и тревожные реакции, могут связываться с наличием иррациональных идей. Мн. из этих иррациональных идей сопровождаются неверными суждениями о себе. Др. рода психоневротические Н. м. обнаруживаются в форме навязчивых мыслей, когда часто возобновляющееся поверхностное мышление мешает нормальной жизнедеятельности. Критическое обсуждение этих мыслей может приводить к ясному логическому мышлению.

Психосоматические симптомы являются расстройствами мышления, отражающими неспособность индивидуума совладать с тревогой и стрессом, к-рые трансформируются в физиолог. симптомы, затрудняющие нормальное повседневное функционирование, как и в случаях мн. др. психоневротических Н. м.

Психотические Н. м. обычно сопровождаются симптомами бреда, при к-рых господствуют ложные идеи преследования или величия, и галлюцинаций, при к-рых организм генерирует аутостимуляцию в любых или вообще всех сенсорных модальностях. Хотя эти Н. м. сами по себе серьезны, они обычно связаны с др. типами патологического поведения, такими как делирий, деменция и шизофрения.

Делирий представляет собой спектр нарушений сознания, различающихся по степени тяжести. Больной может находиться в любом состоянии, от полного бодрствования до комы, и при этом обнаруживает признаки расстройства познавательной функции, мышления и восприятия. Делирий является рез-том церебральной дисфункции без к.-л. повреждения тканей и, по всей видимости, возникает вследствие метаболических, химических или токсических факторов. Делирий имеет обычно транзиторное течение и исчезает с прекращением действия метаболических, химических или токсических агентов.

Синдром деменции, напротив, представляет собой Н. м., связанное с повреждением тканей коры мозга и проявляющееся снижением интеллектуальных функций при ясном сознании. При этом отмечаются тж изменения личности, амнезии и нарушения ориентировки. Здесь чел. в состоянии полного бодрствования не улавливает смысл текущего момента. Очевидны дефицит памяти и снижение концентрации внимания. Язык деградирует до уровня детскости, обычные повседневные мысли вызывают затруднение. Более всего беспокоит то, что мн. больные осознают наличие у себя когнитивного дефицита, реагируя на это вторичными эмоциональными расстройствами.

Шизофрения являет собой пример психогенного расстройства мышления. Шизофренное расстройство мышления, по-видимому, демонстрирует сознательное жертвование физ. и эмоциональной жизнью во имя какого-то альтернативного существования «в коконе» ради предполагаемого больным благополучия окружающих. Мыслительное расстройство, вероятно, направляет «бегство ради выживания», рез-том чего является постоянное снижение уровня функционирования в иррациональной борьбе за то, чтобы остаться живым. Наблюдается уход от соц. контакта и эмоциональной включенности, наряду с регрессией к более низкому уровню интеллектуального функционирования. Такое исключительно нигилистическое нарушение мышления проявляется в параноидном, кататоническом, гебефренном и простом типах.

См. также Деменция, Расстройства личности

Д. Ф. Фишер

Нарушения слуха (auditory disorders)

К Н. с. можно отнести потерю слуха, оторрею, боли и шум в ушах.

Наши рекомендации