Рассказы В.М. Гаршина «Красный цветок» и «Художники»
«Художники» (1879). Выход из круговорота зла. Рассказ о сущности искусства, а большей степени связан с социальными процессами. Ученики Академии художеств, в центре споры о реализме и классицизме. Эпоха реализма в живописи пришла с задержкой. Академия оторвана от современности. Это приводит к бунту 1864, 14 художников отказываются от дипломных работ на мифологические сюжеты, выходят из Академии и организовывают кружок художников-передвижников. На этих спорах построен рассказ.
Главные герои: пейзажист Дедов и противостоящий ему Рябинин. Дедов решает стать художником, когда получает наследство, он инженер, может оставить службу, в возрасте. Рябинин не думает о деньгах, не может представить себя не художником, у него нет иной жизни. Дедов стремится продать свою картину, ведет себя достойно, не уступает цену. Рябинин, написав картину, не думает о том, что с ней будет дальше или не может расстаться с ней. Дедов — пейзажист, следует хорошим образцам. Рябинин не знает образцов, чистая позиция художника-реалиста, подражание только жизни. Не может найти тему. Знает, что учение в Академии — это мертвечина. Пытается читать теоретиков, но не находит ничего. Ему начинает казаться, что искусство должно оказывать прямое воздействие на реципиента, потрясать душу. Поэтому нужно найти особую тему. Находит ее случайно, видит пароходные котлы, которые чинят на набережной. Дедов объясняет ему, как их чинят. Рабочие, которые сидят внутри, - глухари (т. к. глохнут). Больше 2-3 лет не выдерживают люди на этой работе. Прототип глухаря — картина Ерошенко «Кочегар». Пишет такую картину, удачно и талантливо, но нужного эффекта не достигает. Выставку посещают критики, художники и публика. Видят в ней художественные достоинства. Но не это нужно Рябинину, катарсиса не было. Само явление осталось таким же. Мучения. Решает порвать с искусством, уходит в учительскую семинарию, в сельские учителя.
Можно прочитать как рассказ социальный на тему искусства. Что такое подлинное искусство? Народолюбцы и т. д. Другой уровень — происходящее с Рябининым могло произойти в любую эпоху. Границы воздействия искусства на человека. Катарсис не равен шоку. Художник жизни обречен на разочарование. Есть пределы воздействия искусства. Прямая деятельность — единственный способ, а не искусство.
Неявный парадокс. Ремесленник оказывается жрецом чистого искусства, а подлинный оказывается прагматиком. То есть перевернул вековую традицию. Это тенденция эпохи.
«Красный цветок» (1883). Основан на личном опыте. В 80-е медицинская тематика проникает в литературу. Гаршин тоже интересовался психиатрией еще до болезни. Авторитетные психиатры доказали достоверность клиническую болезни. В одну лечебницу привозят пациента, который ведет себя буйно. Постоянно теряет в весе. Сознает, что он в сумасшедшем доме. Он многое понимает. Но это мешается в бредом. Умирает от истощения. Нет злодеев. Врачи — люди мягкие, питание хорошее, условия сносные.
Но это не только медицинский рассказ. Много подтекстов. В начале: «именем его императорского величества... ревизия», т. е. изначально ведет себя так, как будто призван выполнить какую-то миссию. Связь с Петром 1, даже внешние детали (походка. Уверен в том, что в больнице собраны выдающиеся люди. Логика его последовательна, но посылки оказываются ложными. Ставит под сомнение понятие нормы. Внешнее поведение ненормально. Но внутренние импульсы, ими должен обладать каждый человек. Одержим идеей борьбы со всемирным злом. Ощущает свою связь с космосом, мог читать мысли всех людей. Все дается через точку зрения героя. Есть другой голос, делающий поправки. Поправки мягкие, ненавязчивые. Остается вероятность того, что герой в чем-то прав.
Герой-избранник живет вне времени и пространства. Говорит, что достиг понимания связи всех вещей. Пространство и время суть фикции. Своеволие (как в «Записках из подполья»). Отрицает существование пространства и времени, т. е. очевидного (как герой записок: и что, что дважды два четыре, если мне это не нравится). Зло воплощается для него в алых цветках мака. Почему? Намеки. Красный цвет — лейтмотив рассказа (у доктора красные полосы на халате и крупные цветы, красный крест). Связан с болью и насилием, с чем-то страшным. Есть красный крест на колпаке врача, т. е. не только боль и насилие. Цветок впитал в себя всю «невинно пролитую кровь». Уничтожая цветок, уничтожает зло. Абсурд, но и другой смысл: уверенность героя в том, что со злом можно покончить разом. Это утопия и это главное помешательство героя. Не понимает рассредоточенность зла. Так понимали революционеры (убив царя, все утроится). Как смерть мученика.
Свой способ изображения реальности. Достоверность медицинской истории, но и наполненность символами.
26. Повесть В.М. Гаршина «Надежда Николаевна».
1885, писалась раньше. Опубликована в журнале «Русская мысль». По сюжету продолжает «Происшествие» (после смерти Никитина). Надежда Николаевна встречает художника Лопатина (типичный гаршинский герой), который хочет рисовать Шарлотту Корде — убийца Марата — идеолог французской революции. Это аллегория? Или что? С одной стороны, самопожертвование в этом убийстве. С другой стороны, возможно ли отвечать насилием на насилие? Есть антагонист — публицист Бессонов, человек сильной воли, рационалист. Надежда Николаевна становится натурщицей. Она имеет право мести обществу. Начинает честно жить. Постепенно меняется. Лопатин влюбляется. Все налаживается. Бессонов же ревнует, но рационально пытается объяснить себе, что он пытается спасти друга. Финал-трагедия, они превращаются в свои противоположности. Бессонов в приступе убивает героиню. Мягкотелый Лопатин убивает Бессонова. Вопрос о допустимости насилия ставится этим произведением (толстовский вопрос). 3 ответа. 1. Образ Шарлотты: осознанное уничтожение зла. Она «фанатик добра», но может ли фанатизм быть добром? Для автора и его героя этот путь неприемлем. 2. Художник, который рисует только кошек. Серьезная картина - литературная. Илья Муромец читает Евангелие в тюрьме. Наталкивается на место: подставь другую щеку. Понять это не может. Насилие и убийство возможно, если обидели женщину или ребенка. 3. Не сформулирован. Лопатин убивает Надежду, не задумываясь. А Лопатин, чтобы защитить. Важно, что Лопатин не может себе простить убийство.
Человек сам себя не знает. Мягкотелый Лопатин способен на убийство. Усиливается тема испытаний в позднем творчестве.