Вопрос 1. Понятие о философии и стратегиях организаций

В настоящее время организации в своей повседневной практике во все большей степени стремятся к достижению стратеги­ческой управляемости. Стратегически управляемые организации опираются на осознанную философию своей деятельности, для воплощения которой руководство формирует совокупности согла­сованных между собой долгосрочных целей.

Философия организации - это совокупность смыслов и цен­ностей существования организации, выражающаяся в прини­маемых и реализуемых персоналом ценностях и основанных на них нормах, регулирующих деятельность организации на всех уровнях.

Пока существует организация, она всегда будет обладать фи­лософией, независимо от того, осознается это руководителями или нет. Как правило, в организации культивируются системы смыслов, обладающих наивысшей ценностью для ее основате­лей и высшего руководства, в чьих руках находятся многочис­ленные властные средства для поддержания элементов органи­зационной философии, избранных именно ими. То, что каждый человек выделяет для себя наиболее значимые, ценимые им объекты, идеи и принципы, закономерно; также закономерно, что люди, обладающие реальной властью в организации, будут осознанно или неосознанно распространять в ней свои ценно­сти. Так как существование ценностных ориентиров закономер­но, организация, пока она существует, всегда обладает опреде­ленной философией. Другое дело, какой она является — созидательной, перспективной для организации, или разрушительной, тупиковой.

Главная цель всего живого, центральная задача любого жи­вого существа, к решению которой оно стремится всеми сила­ми,— выжить. Наиболее отчетливо эта идея выражена в работах Ч. Дарвина. Являясь специфическим социальным организмом, организации также стремятся к сохранению и упрочению сво­его положения в больших по отношению к ним системам, до­биваясь расширения своих возможностей в достижении целей и предоставляя обществу свой продукт.

Смыслы существования успешных организаций, как правило, вынесены за их пределы и обладают существенной социальной направленностью, т. е. поддерживаются общественными по­требностями.

Смысл — нечто неизменное, фиксированное, но никогда не достижимое до конца, итог логических операций. Жизненный смысл, по мнению С. И. Великовского,— это согласие между предполагаемой правдой сущего и полагаемой правдой лично­сти. Правда сущего — объективно заданный смысл, а правда личности — осознанный результат целенаправленного поиска смысла. Данная идея может быть в полной мере применена и к смыслам существования организаций, которые выживают и развиваются будучи востребованными, полезными. В случае ориентации только на собственные корпоративные ценности, организации теряют жизнеспособность и сходят со сцены под влиянием конкурентных действий организаций более чувстви­тельных к идее создания общественной полезности.

Как уже отмечалось, один из вариантов порождения актив­ности человека и организации состоит в необходимости выжи­вания, но для человека это в принципе невозможно, что превра­щает данную цель в смысл. Осознаваясь так или иначе, данное обстоятельство приводит человека к поиску разнообразных конструктивных выходов, вариантов преодоления конечности своего жизненного пути. Дж. Морено предложил такое понима­ние понятия «личность»: личность — это то, что остается от человека после самой радикальной редакции потомками его жизненного пути. Попытки преодолеть конечность существова­ния могут выражаться в различных установках, таких например, как *«настоящая цель находится за пределами жизни». *Еще од­ним средством выхода за пределы собственного бытия, являет­ся участие в создании и развитии организаций, цели которых для человека наполнены глубоким смыслом и ценностью, ради которых он (человек) идет на впечатляющие усилия, подчиняя им все свои мысли и действия.

Признаки смысла:

  • Принципиальная недостижимость.
  • Травматичность и даже смертельность отсутствия условий для воплощения смысла.
  • Смысл однозначно надиндивидуален.

Развивая свою философию, осознавая смыслы своей дея­тельности и их ценность, организации преследуют вполне ути­литарные цели, достижение которых позволяет получать кон­кретные результаты, способствующие их долговременному успеху.

Выделяются следующие функции философии организации:

· порождение солидарности (осознаваемые и принимаемые персоналом смыслы и ценности деятельности согласовы­вают активность сотрудников, дают уверенность во взаи­модействии, вызывают требуемый резонанс во внешней среде);

· создание универсальных ориентиров в поведении и дея­тельности персонала (ценности и смыслы могут быть конкретизированы и применены к самым различным прак­тическим ситуациям, даже к тем, которые не предусмотре­ны организационными стандартами);

· порождение глубинной осознанности деятельности каж­дого сотрудника и организационных субъединиц (отделов и служб);

· создание непротиворечивого и узнаваемого облика орга­низации во внешней среде;

· получение оснований для определения обоснованных и целесообразных критериев при найме, аттестации, моти­вации и стимулировании персонала; принятия решений о создании новых продуктов, управлении качеством и т. д.

Наши рекомендации