Интеллектуальная готовность
Предполагает достаточную зрелость психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи), владение ЗУН по программе обучения и воспитания в детском саду, сформированность общих интеллектуальных умений.
Конкретные признаки интеллектуальной готовности
nдифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
nаналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
nлогическое запоминание;
nконцентрация внимания;
nсенсомоторная координация;
nумение воспроизводить образец;
nразвитие тонких движений руки.
Личностная готовность
Прежде всего, зависит от развития мотивационной и эмоционльно-волевой сферы.
Мотивационная готовность к школьному обучению обнаруживает себя в том, что ребенок хочет учиться, он понимает и обосновывает важность и необходимость учения, ему интересно узнавать то, чему учат в школе.
Эмоциональная готовность проявляется, в частности:
nв разнообразии переживаний ребенка,
nв способности правильно реагировать на похвалу и порицание,
nв умении сдерживать, регулировать проявления своих чувств, т.е в уменьшении импульсивных реакций.
Симптомами волевой готовности являются:
- значительная произвольность поведения и психических процессов, т.е. способность ребенка управлять ими и контролировать их;
- сформированность воли, позволяющая ребенку выполнять данное ему взрослым не очень интересное задание, проявлять настойчивость при выполнении трудных заданий;
- умение доводить работу до конца.
Социальная готовность
nпотребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
nспособность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Большинство отечественных ученых выделяют различные аспекты психологической готовности к школе:
Лидия Ильинична Божович рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность.
Выделяются параметры влияющие на успешность обучения в школе:
nопределенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
nдостаточное развитие произвольного поведения;
nопределенный уровень развития интеллектуальной сферы.
Л. И. Божович в своих трудах вводит такое понятие как «внутренняя позиция школьника»,
«Внутренняя позиция школьника»
представляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.
В работах Е. Е.Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка.
Выделяются три сферы:
nотношение ко взрослому,
nк сверстнику
nк самому себе,
Уровень развития этих сфер определяет степень готовности к школе.
Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации.
Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК).
Выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. Базовые и ведущие УВК в начале обучения в первом классе фактически совпадают.
К ним относятся:
nмотивы учения;
nзрительный анализ (образное мышление);
nспособность принимать учебную задачу:
nвводные навыки;
nграфический навык;
nпроизвольность регуляции деятельности;
nобучаемость.
Различаются они но двум параметрам.
К базовым УВК относится еще уровень обобщений а к ведущим УВК добавляется вербальная механическая память.
Структура УВК, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность».
В процессе обучения под воздействием учебной деятельности происходят значительные изменения, приводящие к появлению «вторичной готовности» к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Диагностика психологической
готовности
ребенка к обучению в школе
В настоящее время существует большое количество диагностических программ, которые можно разделить на три группы:
1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;
2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;
3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.
Группа
Ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека
Первое — рисование по памяти мужской фигуры;
Второе— срисовывание письменных букв;
Третье — срисовывание группы точек.
Методика стандартизирована; результат выполнения каждого задания оценивается по 5-балльной системе. 1- высший, 5 - низший
Развитие детей, получивших в итоге от 3 до 6 баллов, рассматривается как высокое и выше среднего; от 7 до 11 — как среднее; от 12 до 15 — ниже нормы.
Программа X. Бройер и М. Войффен
Она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей.
Эта программа состоит из двух методик:
n"Проверка способности к дифференциации"
n"Краткий метод проверки уровня развития устной речи".
Первая из этих методик диагностирует развитие разных типов дифференциации (зрительной, фонематической, мелодической и ритмической), являющихся предпосылками развития устной и письменной речи.
Вторая методика позволяет оценить артикуляцию, словарный запас, речевую память и понимание речи.
Программа диагностики речевого развития X. Бройер и М. Войффен ориентирована на выделение тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития. Поэтому она проводится дважды: первый раз примерно за год до поступления ребенка в школу, второй раз — незадолго до поступления.
Недостатком этой программы, как и программы Керна—Йирасека, является ее односторонний характер.
Группа
Диагностические методы, определяющие сформированность психологических предпосылок к обучению
Предметом диагностики являются уже не отдельные психические функции (восприятие, моторика, речь), а отдельные элементы учебной деятельности.
Среди методик, диагностирующих сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, нужно отметить: "Узор" Л.И. Цеханской, "Графический диктант" Д.Б. Эльконина, "Рисование по точкам" А.Л. Венгера (1981).
Все эти методики направлены на изучение сформированности у ребенка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия.
Группа
Диагностическая программа по определению психологической готовности к школьному обучению Нины Иосифовны Гуткиной.
Ее можно считать удачной в отношении практического использования, достоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценить самые важные компоненты психологической готовности.
Эта диагностическая программа состоит из четырех частей, оценивающих:
nмотивационно-потребностную,
nинтеллектуальную,
nречевую,
nпроизвольную сферы развития детей.
Для исследования мотивационно-потребностной сферы применяются – методика «Внутренняя позиция школьника» и методика «Сказка» по определению доминирования познавательного или игрового мотивов.
Для диагностики интеллектуальной сферы применяется методика "Сапожки", исследующая обучаемость детей, а также особенности и уровень развития обобщения.
В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака — сапожек на ногах. Есть сапожки — картинка обозначается "1", нет сапожек — «0».
Также используется и еще одна методика "Последовательность событий".
В качестве экспериментального материала в ней используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.
Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ.
Также с помощью данной методики диагностируется и речевой компонент психологической готовности.
Речевое развитие характеризуется уровнем фонематического слуха (умением на слух выделять в слове различные звуки).
Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит и пишет слова. С этой целью используется методика "Звуковые прятки".
Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков.
Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки "о", "а", "ш", "с".
Для диагностики произвольной сферы Н.И. Гуткина использует две методики — "Домик" и методику "Да и нет".
Методика "Домик" представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Задание выявляет умение ребенка скопировать образец, что зависит от развития произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика "Да и нет" применяется для исследования умения действовать по правилу и является модификацией известной детской игры "Да и нет не говорите, черного с белым не носите".
По ходу игры ребенку задаются вопросы, провоцирующие ответы "да" и "нет", но произнесение этих слов считается ошибкой.