Охарактеризуйте основные функции менеджмента, покажите их взаимосвязь
Первым функции управления, как вам известно, выделил Анри Файоль. Это такие функции, как планирование, предсказание, организация координация и контроль, распоряжение.
В последствие они были дополнены другими функциями: мотивации, коммуникации, лидерства и др. В дальнейшем функции управления были поделены на три группы: первичные, связующие и интегрирующие.
К первичным функциям, выполняемым любым руководителем, относятся:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- координация.
Планирование– это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы достижения этих целей. Планирование должно быть непрерывным, чтобы обеспечивать поступательное развитие организации.
Организация(организовывание) – это создание структуры органов, обеспечивающих достижение намеченных целей, распределение заданий между членами коллектива, делегирования им полномочий, прав распоряжения ресурсами.
Мотивация – это деятельность, имеющая своей целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудится для выполнения целей, поставленных в планах.
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка труда и учет результатов работы организации.
Координация – это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных (коммуникаций) между ними. С помощью различных форм связи (отчеты, интервью, собрания, совещания, компьютерная связь, средства связи и телевещания, документы) устанавливается взаимодействие подсистем организации.
Взаимосвязь функций менеджмента
Взаимосвязь между функциями показана на рисунке с помощью стрелок. Стрелки на диаграмме показываю, что движение от стадии планирования к стадии контроля возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса труда и с мотивированием работающих.
Первичные функции управления отвечают на вопрос: «Что нужно делать, чтобы управлять?»
Связующие функции:
1.Управленческие решения – разработка предварительных вариантов действий, выбор руководителем наиболее приемлемого, с его точки зрения, варианта достижения целей организации из множества альтернатив.
2.Коммуникации – процесс обмена информацией между двумя и более людьми или организационными структурами.
Интегрирующие функции
Руководство и лидерство – каждодневное оперативное влияние руководителя на подчиненных с использованием личного авторитета и властных полномочий, координация их деятельности, для достижения целей организации.