Функции менеджмента. Говоря о функционировании организации, предприятия или их подразделений имеется в виду, что в рамках этого взаимодействия люди осуществляют определенные
Говоря о функционировании организации, предприятия или их подразделений имеется в виду, что в рамках этого взаимодействия люди осуществляют определенные действия, направленные на достижение принятой ими цели, организуя взаимодействие как с внешней средой, так и между внутриорганизационными переменными.
Функции управления предприятием впервые были сформулированы в 1916 г. французским исследователем и практиком А. Файолем, выделив в них управление функциями и управление процессами. Рост объемов и масштабов производства, усложнения взаимодействия внутри предприятия и с внешним окружением определили необходимость увеличения количества функций управления современным предприятием. Роль управления предприятием Файолем определена следующим образом: предвидеть, организовывать, руководить, координировать, контролировать.
Профессиональная деятельность менеджера складывается из ряда последовательно выполняемых им управленческих функций. Функция (от латинского – совершение, исполнение) рассматривается как специфическая деятельность управления людьми для достижения общей цели. В науке управления функциями менеджера являются:
1. планирование, включающее целепологание и прогнозирование;
2. организация;
3. мотивация, включающая и стимулирующая:
4. контроль, предполагающий и корректирующее воздействие на другие функции.
Функция планирования является фазой разработки управленческого решения, организация и мотивация – определяет фазу его реализации, функция контроля оценивает отклонения от заданных управленческим решением параметров и формирует корректирующее воздействие для приведения их в соответствие. Названные функции часто называют универсальными, так как они отражают содержание процесса управления в любой организации и каждая из функций предполагает участие остальных трех в ее реализации. Отличительной особенностью функций менеджера во многих случаях является их повторяемость или цикличность в процессе управления. Однако эта особенность предполагает повторяемость по форме, но не по содержанию, так изменение внутренних переменных и факторов внешней среды влечет за собой необходимость изменения наполнения функций. Важной особенностью универсальных функций управления, то, что они обладают свойством взаимной важности: каждая функция включает в себя все другие функции. Например, функция планирования включает в себя реализацию функций планирования организации, мотивации, контроля; функция мотивации включает функции планирования, организации, мотивации и контроля и т.д.
В последнее время в менеджменте рассматривают так называемые специальные функции, связываемые с разделением управления по сферам деятельности: производство, маркетинг, финансы, информация и т.д. Тогда эти функции реализуются в специализированных подразделениях и называются: функция управления маркетингом – в отделе маркетинга; функция управления финансами – в финансовом отделе и т.д. Исполнение специальной функции осуществляется только через реализацию универсальных функций управления.