Теория оперантного обусловливания Б.Скиннера
Психологические понятия - научение, обучение, учение описывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимоотношения субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.
· Когда речь идет о научении, то исследователь имеет в виду такие аспекты этого процесса как:
· постепенность изменения;
· роль упражнения;
· специфику научения по сравнению с врожденными особенностями индивида.
Впервые закономерности научения, установленные экспериментальными методами, были установлены в рамках бихевиоризма. Ими являются:
· Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение.
· Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться.
· Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок.
· Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.
· При этом были исследованы важные феномены:
· Генерализация - условная реакция на первоначально нейтральный стимул распространяется и на другие стимулы, похожие на условный раздражитель (страх, возникший на конкретную собаку, затем распространяется на всех собак).
· Дифференцировка - специфичная реакция на похожие стимулы, которые различаются по степени подкрепления (например, дифференцировка реакций на круг и эллипс).
· Угашение - разрушение связи между условным стимулом и реакцией, если он не сопровождается подкреплением.
Определение оперантного обусловливания
Оперантное обусловливание - это процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции.
Оперант - это не то, что появляется в поведении уже полностью в готовом виде. Это результат непрерывного процесса формирования"
Принципы оперантного обусловливания
Подкрепление является одним из принципов обусловливания. Уже с младенческого возраста, согласно Скиннеру, поведение людей можно регулировать с помощью подкрепляющих стимулов. Существуют два разных вида подкрепления. Оперантное обусловливание - термин, введенный американским психологом Б.Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей. При оперантном, так же как и при респондентном, обусловливании наблюдается генерализация стимулов. Генерализация - это возникшая в процессе обусловливания ассоциативная связь реакции со стимулами, похожими на те, на которые первоначально был выработан условный рефлекс.
Последовательное подкрепление - это выработка сложных действий с помощью подкрепления действий, которые постепенно все больше становятся похожими на ту окончательную форму поведения, которую предполагалось сформировать.
Режимы подкрепления
Были выделены такие режимы подкрепления: непрерывное подкрепление - предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию; прерывистое, или частичное, подкрепление.
На основе двух параметров были описаны четыре режима подкрепления:
4. Режим подкрепления с постоянным соотношением. Подкрепление осуществляется в соответствии с установленным количеством (объемом) реакций.
5. Режим подкрепления с постоянным интервалом. Подкрепление производится только тогда, когда твердо установленный, фиксированный временной интервал истек.
6. Режим подкрепления с вариативным соотношением. В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций.
Режим подкрепления с вариативным интервалом. Индивид получает подкрепление после того, как проходит неопределенный интервал.
Рост и развитие личности
По мере того, как ребенок развивается, его реакции усваиваются и остаются под контролем подкрепляющих воздействий со стороны окружающей среды. В виде подкрепляющих воздействий выступают - пища, похвала, эмоциональная поддержка и др.
Психопатология
· Самоконтроль включает в себя две взаимозависимые реакции:
9. Контролирующая реакция, которая воздействует на среду, изменяя вероятность возникновения вторичных реакций ("уход" чтобы не выразить "гнев"; удаление пищи, чтобы отвыкнуть от переедания).
· Цели консультирования:
· (1) Изменение неадекватного поведения.
· (2) Научение принятию решения.
· (3) Предотвращение проблем путем антиципации результатов поведения.
· (4) Устранение дефицита в поведенческом репертуаре.
· Этапы консультирования:
· (1) Поведенческая оценка, сбор информации о приобретенных действиях.
· (2) Процедуры релаксации (мышечная, вербальная и т.д.).
· (3) Систематическая десенсибилизация - связь расслабления с образом, вызывающим тревогу.
· (4) Тренинг ассертивности
· (5) Процедуры подкрепления.