Повышайте свой авторитет в глазах участников команды, располагайте их к себе
Понятно, что авторитетному руководителю влиять на подчиненных легче. Чтобы укрепить свой авторитет, используйте следующие приемы:
П Не бросайте слов на ветер: если обещание дано, обязательно выполните его.
□ Будьте со всеми одинаково справедливы, объективны и беспристрастны, отличайте лесть от уважения, не имейте в группе фаворитов.
□ Не уклоняйтесь от решения возникающих у участников команды «производственных» проблем. Как руководитель Вы не должны оставаться в стороне от решения проблем, имеющих отношение к работе. Необходимо своевременно вмешиваться в ход дела и в случае необходимости немедленно принимать необходимые решения. Не откладывайте принятия решений на завтра.
□ Не допускайте, чтобы участники команды ждали или искали Вас: берегите не только свое, но и чужое время. Особенно это важно в случае, когда время и место встречи заранее назначено руководителем. Любая задержка руководителя может отрицательно повлиять или вовсе изменить положительную позицию подчиненного.
□ Не отдавайте распоряжения, если не уверены, что его можно выполнить. Руководителю не стоит давать подчиненному поручения, если он сам точно не знает, можно ли его выполнить. Но если поручение дано, не следует забывать о контроле.
D Проявляйте искренний интерес к своим подчиненным. Информируйте участников ко-
Глава 3 Управление персоналом
манды обо всем, что может затрагивать их интересы. Высокая информированность подчиненных снижает потенциальные возможности возникновения конфликтных ситуаций, повышает сплоченность команды, улучшает морально-психологический климат.
□ В свою очередь, собственные эмоции руководителю лучше не проявлять. Постоянная приветливость, выдержанность, самообладание играют важную роль в управленческом общении, в убедительности руководителя.
□ Следите за своим внешним видом, будьте привлекательны.
Умело влияйте на позицию участников команды (умело руководить им)
Это ключевая задача, главный смысл деятельности руководителя. Вот какие приемы способствуют ее решению:
□ Будьте примером для участников команды.
□ Относитесь к участникам команды так, как хотели бы, чтобы Ваш руководитель относился к Вам.
□ Чаще убеждайте, реже наказывайте.
О Никогда не теряйте самообладания, будьте сдержанны и приветливы.
□ Разговаривайте спокойно и доброжелательно, проявите свое дружеское отношение.
□ Отдав распоряжение, обязательно проверьте исполнение.
О Не торопитесь вступать в спор. Недоразумение нельзя уничтожить с помощью пререканий, а только с помощью примирения, дипломатии и такта.
□ Взывайте к благородным побуждениям.
Руководителю команды следует учесть еще один аспект: встречаются работники, которые по каким-либо причинам не заинтересованы в налаживании взаимопонимания, организации сотрудничества и осмысленно демонстрируют соответствующее поведение.
Назовем их «проблемные» участники команды и выделим две категории таких работников.
Первая категория — это работники, которых можно назвать проблемными из-за того, что они стремятся уклониться от выполнения задания или избежать ответственности.
Для этой категории «проблемных» работников характерны следующие элементы поведения:
□ Не закончив одного дела, они напрашиваются на какое-либо другое задание — потом будет оправдание тому, почему первое задание не выполнено.
D Стараются доказать руководителю, что в задании было не то, что сейчас требуется, и что задание, собственно говоря, нигде не записано.
О Заявляют, что некоторое время назад начальник говорил совершенно обратное или, по
Глава 3 Управление персоналом
крайней мерс, соглашался с возражениями против его задания.
□ Заявляют, что у них «мало прав», забывая, что права даются для наилучшего выполнения обязанностей, а не для оправдания своего бессилия.
□ Заявляют, что им «не помогают». Это дает возможность уклоняться от ответственности и взваливать на руководителя часть своих функций.
□ Доказывают, что поручаемое задание не входит в их обязанности и что им должен заниматься кто-нибудь другой.
П Стараются всегда быть обиженными — можно будет оправдаться тем, что «в такой обстановке невозможно работать».
□ Заявляют, что поручаемая работа не по плечу: рассуждения типа «я не профессор», «я не знаю» и т. п.
О Обвиняют руководителя в том, что его нельзя понять или с ним невозможно работать.
□ Немедленно признают себя виновным, каются и дают обещания исправиться.
□ Берут задания без указания срока их выполнения: потом трудно обвинить их в срыве сроков и невыполнении задания.
□ Занимаются в неположенное время общественной работой, не являющейся обязанностью или заданием данного работника.
О Рассуждают о своей работе, исходя из принципа «делай — не делай, все равно ничего не изменишь».
О Используют выражения типа «первый раз слышу», «звонил — не дозвонился», «заходил, но. Вас не было», «искал, но не нашел», «а я думал...», «это было еще до меня», «а я докладывал», «а мне никто не говорил», «а почему я?», «не слышал», «не знаю», «хотел как лучше», «я хотел, но не получилось», «я ему сказал, а он не сделал» и др. С такими участниками команде трудно работать. Иногда случается, что руководителю удается исправить подобного работника. Но в большинстве случаев принимается решение о выведении такого участника из команды. Чем раньше руководителю удастся выявить такого работника, тем с меньшими потерями для команды произойдет его замена.
Вторая категория — это работники, которых можно назвать проблемными из-за того, что они стремятся манипулировать руководителем в собственных интересах.
Для манипулирования они могут использовать следующие приемы:
О Дозирование или искажение информации руководителю в интересах манипулятора. Руководителю часто приходится сталкиваться как с намеренным, так и с ненамеренным дозированием информации. Причины могут
Глава 3 Управление персоналом
быть разными: и злой умысел, и страх подчиненного, и его неопытность. Иногда руководитель, по существу, сам провоцирует своих подчиненных на искажение информации. Непроницательность, неумение определить интересы подчиненных, а также нежелание руководителя признаться в негативных явлениях внутри компании создают благоприятную среду для манипулирования. Чтобы не допускать информационного манипулирования, необходимо всю запрашиваемую информацию оценивать на степень ее достоверности. Чтобы лучше понимать цели, стремления подчиненных, нужно общаться с ними. В частности, можно и нужно обсуждать детали работы с конкретным исполнителем.
О Превращение манипулятора в «незаменимого». В крупной иностранной компании работал человек, который был очень силен в налогообложении, тогда как его начальник-иностранец в этом не разбирался совсем. Сотрудник замкнул все отношения с начальником на себя и никогда не делился своими знаниями с другими. Если он заболевал или уходил в отпуск, то руководитель чувствовал себя совершенно беспомощным. Как правило, этот метод манипулирования используют люди, работающие в специфической, малоизвестной руководителю сфере:
бухгалтера, руководители службы безопасности, системные администраторы и т. п. Иногда «незаменимыми» становятся менеджеры по продажам, которые ведут ключевых клиентов. Проблема многих российских компаний в том, что в них не развит институт заместителей, ключевых менеджеров.
□ Перекладывание на руководителя ответственности. Суть этого способа манипулирования заключается в том, что подчиненный, желая снять с себя ответственность, перекладывает обязанность принятия решения на руководителя, представив этот вопрос как дело особой важности. Нередко руководители провоцируют такое манипулирование тем, что постоянно вмешиваются в дела подчиненных. Руководителю необходимо уметь делегировать полномочия.
□ Навязывание решения как единственно возможного. Руководитель службы снабжения приносит генеральному директору проект договора с поставщиком, не предлагая альтернативы. Впоследствии директор узнает, что предложенный начальником службы снабжения вариант не самый выгодный для компании, но очень удобный для снабженца — меньше возни с доставкой. Часто предоставление права решения без реального выбора встречается при найме нового персонала или продвижении по службе. Линейный менед-
Глава 3 Управление персоналом
жер предлагает руководителю на выбор две кандидатуры — одну никуда не годную и вторую, необходимую ему самому. На фоне плохого кандидата «свой» оказывается наиболее соответствующим позиции. А начальник считает, что выбор сделал он сам. □ Искажение информации или смещение акцентов в ней от имени руководителя. Руководитель службы качества одной из российских производственных компаний заходит в кабинет гендиректора и сообщает ему, что звонил один из партнеров, сказал, что хочет встретиться. Гендиректор говорит: «Позвоните ему, извинитесь и скажите, что я сейчас очень занят, но могу встретиться в следующий понедельник». Руководитель отдела набирает номер партнера, говорит буквально следующее: «Павел Васильевич не может встретиться с вами на этой неделе, но попробуйте позвонить в понедельник». А руководитель не может понять при встрече, почему партнер холоден с ним. Причиной такого поведения подчиненного стала неприязнь по отношению к этому партнеру, которую он выразил в искажении слов своего руководителя. Для борьбы с подобным искажением очень важно четко расставлять акценты. Если бы к просьбе о переносе встречи гендиректор добавил что-то вроде: «Сделай так, чтобы он не обиделся», то подчиненный не дал бы волю своей неприязни.
а Сведение счетов при помощи руководителя. Организация — это своего рода коммуналка. Всегда есть что делить, говорят психологи. Например, совершенно типичны для большинства компаний противоречия и конфликты между отделами маркетинга и продаж, между маркетологами и производственниками, между производственниками и ремонтными службами. Понимая эти отношения, руководитель легко сможет понять, чем продиктовано то или иное предложение подчиненных.
D Ограничение манипулятором контактов руководителя с подчиненными и партнерами. Секретарь-референт в одной московской торговой компании не пропустила к руководителю сотрудника, который хотел предупредить шефа о неудовольствии клиентов. Чтобы оградить себя от подобных манипуляций, руководитель четко должен указать подчинен-} ным, каковы приоритеты в его контактах внутри и снаружи компании, какие из людей и в каких ситуациях имеют право выходить прямо на начальство. Эффективное сред-ство — периодические встречи руководителя с сотрудниками подразделений, имеющих дело с клиентами и партнерами, с персоналом.
□ Клика — сговор группы, влиятельных работ-никое. Сотрудники создают заговоры про-тив руководителя чаще, чем может показать-ся на первый взгляд. Иногда подчиненны!
Глава 3 Управление персоналом
создают клику в целях эксплуатации бизнеса руководителя! Руководителю необходимо постоянно отслеживать интересы сложившихся групп и следить, чтобы они не противоречили интересам компании. □ Корыстное использование личных доверительных отношений с руководителем. Как правило, в данном случае основой манипуляции становятся романтические или дружеские отношения. Приближая к себе людей, руководитель должен понимать, что эти люди становятся объектом усиленного внимания и воздействия сотрудников компании, и лучше всего с самого начала оговорить условия своих отношений с приближенным лицом.