Методы общей и экспериментальной психологии»
Практическое занятие 1
Введение в общую и экспериментальную психологию».
Цель:Усвоение знаний по теме: «Введение в общую психологию».
Задачи:
1. Рассмотреть особенности психологии как науки ее место в системе других наук.
2. Сформировать понятие о психике, ее сущности и функциях.
План занятия:
1. Обсудить понятийно-терминологический аппарат и содержание представлений о б общей и экспериментальной психологии.
2. Заслушать сообщения студентов по подготовленным самостоятельным работам;
3. Подвести итоги, сформулировать выводы;
4. Получить задания для самостоятельной работы к следующему занятию.
Используемые технологии преподавания:опрос, дискуссия, логический анализ, сравнение и обобщение.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет современной психологии. Соотношение понятий «объект» и «предмет» науки. Особенности психологии как науки. Различие житейских и научных понятий.
2. Понятие психологии как науки. Теоретические и практические задачи психологии.
3. Понятие о психике, ее сущность и функции, классификация психических явлений.
4. Отрасли общей психологии. Место психологии в системе наук. Межпредметные связи психологии.
5. Методология психологии и основные методологические принципы. Классификация методов. Соотношение понятий: методология, метод, методика.
6. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Взаимосвязь психологии с другими науками.
Задание для самостоятельной работы:
1. Внести в словарь психологические термины по теме.
2. Составить схемы ответов на каждый из вопросов занятия, опираясь на тексты лекции, 2-3 учебников и справочных пособий.
3. Внести в список персоналий представителей общей и экспериментальной психологии по теме.
4. Установить межпредметные связи психологии и представить их в виде схемы.
Практическое занятие 2
Методы общей и экспериментальной психологии».
Цель:Усвоение знаний по теме: «Методы общей и экспериментальной психологии».
Задачи:
1. Рассмотреть понятие о методологии психологической науки.
2. Раскрыть структуру методов в общей и экспериментальной психологии.
План занятия:
1. Обсудить методологию общей и экспериментальной психологии.
2. Рассмотреть классические методы общей и экспериментальной психологии.
3. Заслушать сообщения студентов по подготовленным самостоятельным работам;
4. Подвести итоги, сформулировать выводы;
5. Получить задания для самостоятельной работы к следующему занятию.
Используемые технологии преподавания:опрос, дискуссия, логический анализ, сравнение и обобщение.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о методе психологического исследования, требования к его проведению. Этапы психологического исследования.
2. Сущность и виды наблюдения: понятие о наблюдении; требования к научному наблюдению; виды наблюдения.
3. Эксперимент как метод психологического исследования: понятие об эксперименте; переменные эксперимента; виды эксперимента.
4. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента (достоинства и недостатки).
5. Характеристика эмпирических методов: беседа, опрос; анкетирование; интервью (сочинение); тестирование, анализ отдельных случаев (клинический метод) и другие.
6. Методы измерения психических процессов. Математические методы и технические средства в психологическом исследовании, методы обработки данных.
Задание для самостоятельной работы:
1. Внести в словарь психологические термины по теме.
2. Составить схемы ответов на каждый из вопросов занятия, опираясь на тексты лекции, 2-3 учебников и справочных пособий.
3. Внести в список персоналий представителей общей и экспериментальной психологии по теме.
4. Составить таблицу методов с их краткой характеристикой
№ п/п | Название метода | Краткая характеристика |
2. Провести сравнительный анализ наблюдения и эксперимента, выделив достоинства и недостатки этих методов, представить в виде таблицы.
Достоинства | Недостатки | |
Наблюдение | ||
Эксперимент |
Практическое занятие 3