Исследовательские методы общей и экспериментальной

Исследовательские методы общей и экспериментальной

Психологии

Представление о науке, которое получаешь из учебников, так же как и

образ ученого, в том виде, в каком он представлен в его лекциях или в

биографии, страшно далеки от реальности.

Ганс Селье,

Лауреат Нобелевской премии по медицине, описавший

Стресс

Греческое слово «methodos» буквально означает «путь к чему - либо». Атрибутом

любой науки является её система методов - путей получения и осмысления новых знаний.

Роль метода заключается в том, чтобы с помощью специальных приёмов (или методик)

проникать за пределы внешнего, наблюдаемого и получать информацию о внутренней

сути явлений.

Следует помнить, что информацию о человеческом поведении, о психических

явлениях можно получить не только в рамках психологической науки. Есть и другие, не

психологические пути изучения душевных явлений. Назовём их:

Во - первых, каждый из нас имеет обыденные психологические знания, полученные

нами в ходе жизни, с опытом. Эти знания обычно не бывают систематизированы, они не

похожи на научные теории, но они позволяют нам судить о поступках других людей,

отчасти понимать их. Такие знания делают возможным общение, взаимодействие с

другими людьми в обычных житейских ситуациях.

Во - вторых, опыт изучения человеческой души и поведения людей сосредоточен в

наиболее выдающихся произведениях искусства. Не случайно говорят, что великий

художник или писатель является также и великим «душеведом», психологом.

Психологичны романы Достоевского, трагедии Шекспира. На материале собственного

бессознательного строил свои работы Сальвадор Дали. Опыт великих художников может

помочь в осмыслении психологии, но тем не менее полученные таким способом сведения

следует отличать от научных данных.

В - третьих, природу человеческой души исследуют многие религии мира.

Религиозный опыт и взгляд на природу человека также во многом отличен от научно –

психологического.

Однако, исследовательские методы психологии как науки позволяют изучать психику

более планомерно, последовательно, строго и точно, чем описанные выше пути.

Следовательно, педагог должен владеть исследовательскими методами психологии, чтобы

научно и полно изучать психику своих учеников и свою собственную.

Психологическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Формулировка проблемы;

2. Выдвижение гипотезы;

3. Проверка гипотезы;

4. Интерпретация результатов проверки.

Проблема обычно формулируется как вопрос, на который требуется найти ответ.

Чаще это вопрос о неких причинах возникновения или особенностей тех или иных

явлений. Как бы абстрактно ни ставилась проблема, в её формулировке уже заложена

некая система толкования явлений, то есть на постановку проблемы влияют уже

Метод наблюдения

􀀻Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие явлений,

результаты которого фиксируются исследователем. С предварительного наблюдения

начинается практически любое исследование.

Можно выделить пассивное («житейское») и активное («научное») наблюдение.

Научное наблюдение отличается чётко определённой целью исследования и

разработанной специальной процедурой наблюдения. Различные виды активного

наблюдения отличаются друг от друга:

1) По характеру контакта можно выделить непосредственное наблюдение

(наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и

взаимодействии), и опосредованное, когда наблюдатель знакомится с наблюдаемыми

субъектами косвенно, посредством специально организованных документов (биографии,

рисунки, аудио- или видеозаписи и т.п.)

2) По условиям осуществления наблюдения выделяют полевое исследование,

которое идёт в условиях повседневной жизни, и лабораторное, когда используются

специально созданные условия.

3) Различают также открытое наблюдение, когда всем испытуемым известно о

проведении исследования (недостатком этого метода является неестественность

поведения наблюдаемых субъектов), и скрытое (инкогнито), когда наблюдаемым ничего

не известно ни о факте исследования, ни о роли исследователя. При проведении скрытого

наблюдения, однако, могут возникнуть этические проблемы.

4) По характеру взаимодействия с объектом выделяют включённое наблюдение,

когда исследователь становится частью наблюдаемой группы, и невключённое («со

стороны»), когда никаких контактов с наблюдаемыми не устанавливается.

5) По целям различают целенаправленное наблюдение, по своим условиям

приближающееся к эксперименту (служит для проверки какой - либо выдвинутой

гипотезы или сбора данных о чётко выделенном классе явлений), и случайное

наблюдение, когда исследователь не имеет заранее сформулированной гипотезы и не

придерживается строгих правил сбора информации. Случайное наблюдение иногда

называют поисковым, т.к. в ходе его часто обнаруживаются новые, непредвиденные

факты. Поисковое наблюдение требует особого навыка сосредоточения на объекте,

непредвзятости и «широты взгляда».

6) По характеру фиксации различают констатирующее наблюдение (факты

наблюдаются непосредственно и фиксируются, как они есть), и оценивающее (факты

оцениваются относительно их выраженности по заданному критерию).

Существенным недостатком наблюдения является трудность формализации и

обработки результатов, т.к. полученные данные часто не являются стандартными

параметрами.

Метод эксперимента

􀀻Эксперимент (от лат experimentum - проба, опыт) - один из основных методов

Пример

Предположим, Вам кажется правдоподобным утверждение, что, для того, чтобы запомнить

некий учебный материал наизусть, его нужно многократно повторить. На этом основании

можно выдвинуть рабочую гипотезу о том, что с увеличением количества повторений

улучшается запоминание материала. Контргипотезой в таком случае будет предположение, что

чем больше повторений материала сделано, тем хуже он запоминается. Нулевая гипотеза в

этом примере будет заключаться в предположении, что запоминание никак не связано с

количеством повторений, то есть это две не зависящие друг от друга переменные и никакой

связи между ними нет.

То условие, которое создаёт сам экспериментатор, не зависит в своём проявлении

ни от чего, кроме поведения экспериментатора. Такое условие называется поэтому

независимой переменной. В нашем примере независимой переменной является наличие

или отсутствие дополнительной похвалы. То условие, которое зависит от независимой

переменной (возникает под её влиянием), называется зависимой переменной. В нашем

примере зависимой переменной является успеваемость учеников.

Контроль - важнейшее условие в эксперименте. Важно контролировать по

возможности все факторы, а не только те, которые непосредственно исследуются. Это

нужно для того, чтобы исключить случайные воздействия, меняющие ход исследования.

Кроме того, достоверные результаты получаются только тогда, когда человек вообще не

знает о том, что он участвовал в эксперименте.

19

При проведении эксперимента обязательно наличие контрольной группы. Без этого

нельзя будет сделать вывод о наличии причинно-следственной зависимости между

изучаемыми переменными.

Тестирование

􀀻Тест - это метод сбора психологических данных, в котором используются

стандартные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений. Или, по

другому можно сказать, что тестирование - это стандартизированная процедура

Опрос и анкетирование

􀀻Опрос - это исследовательский метод, с помощью которого собирается

вербальная1 информация о различных объективных или субъективных фактах,

известных опрашиваемому, о его мнениях и т.п.

Опрос может быть устным (беседа, интервью) или письменным (анкетирование).

Опрос - это всегда общение (даже если он письменный), и это следует учитывать при

планировании исследования.

􀀻Вопросник - структурированный набор вопросов, каждый из которых связан с

задачей исследования. При составлении вопросника учитываются многие особенности

испытуемых. Не является случайным порядок вопроса в интервью или анкете, его

формулировка и т.п.. Все эти детали продумываются заранее.

Для проведения опроса отбирают какое-то количество испытуемых. Все они в

месте составляют выборку.

􀀻 Выборкой называют группу людей, отобранных для опроса согласно

определённым характеристикам.

Если необходимо получить представление о мнении всего общества, подбирают

так называемую репрезентативную выборку, которая может служить моделью всего

общества. При подборе выборки тщательно следят за тем, чтобы вся выборка имела бы те

же существенные свойства, что и группа, о которой будут затем судить.

Интервью отличается от анкетирования не только тем, что опрос проводится в устной

беседе, но также и тем, что респонденту предоставляется большая свобода в

формулировке ответов. Он может более развёрнуто отвечать на вопросы, пояснять свои

ответы и т.п. Однако и при интервью, и при анкетировании необходимо соблюдение

Экспертная оценка

􀀻Экспертная оценка - это исследовательский метод, при котором информацию об

испытуемых исследователь получает от компетентных лиц - экспертов.

При экспертной оценке необходимо сотрудничество экспертов, хорошо знающих

испытуемых и имеющих достаточное психологическое, педагогическое, медицинское

образование. Экспертами могут быть воспитатели детских садов и школ - интернатов,

классные руководители, руководители коллективов, преподаватели и т.п. При экспертной

оценке экспертов просят высказать своё мнение об испытуемом, причём желательно,

чтобы оно было выражено количественно. Возможно, при этом будут использоваться

специальные шкалы. Эксперты при этом не должны совещаться друг с другом. Они могут

высказываться только по тем вопросам, которые им хорошо понятны и знакомы.

Обобщение данных экспертной оценки проводят не сами эксперты, а независимый

исследователь.

Экспертная оценка применяется тогда, когда необходимо вынести оценочное

решение по тем или иным свойствам личности испытуемого. Разновидностью этого

метода являются: судебно-психологическая и судебно-психиатирическая экспертиза,

психолого-педагогическая экспертиза и т.п.__

Исследовательские методы общей и экспериментальной

Психологии

Представление о науке, которое получаешь из учебников, так же как и

образ ученого, в том виде, в каком он представлен в его лекциях или в

биографии, страшно далеки от реальности.

Ганс Селье,

Наши рекомендации