Общая характеристика экологических преступлений
В Уголовном кодексе экологическим преступлениям посвящена целая глава 26, содержащая 17 статей: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
Наиболее опасны составы преступлений, связанные с загрязнением окружающей среды.
Спецификой данных преступлений является то, что последствия преступлений имеют продолжающийся характер, трудно точно оценить объем ущерба и последствия причинения вреда окружающей среде, на первоначальном этапе расследования можно строить только типичные версии
Во многих случаях уголовные дела по данной категории преступлений возбуждаются по сообщениям органов экологического контроля. При обнаружении экологического правонарушения государственный инспектор по охране природы для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности может направить в правоохранительные органы: сообщение о нарушении природоохранного законодательства с указанием вида, типа, размера причиненного ущерба; протокол об экологическом правонарушении; заключения специалистов, определяющие размер и характер загрязнения; объяснения причастных лиц и иные приложения.
Наиболее часто субъектами данной категории преступлений являются должностные лица предприятий и организаций, ответственные за соблюдение природоохранного законодательства.
Как правило, преступления данной категории совершаются вследствие несоблюдения технологических процессов; неудовлетворительного состояния очистных сооружений и иных технических установок; устаревания очистных установок по сравнению с используемыми технологическими процессами; неудовлетворительного контроля на предприятии за соблюдением природоохранного законодательства и других причин.
Способами совершения экологических преступлений являются преступные действия и бездействие, связанные с отключением очистных сооружений, снятием очистных сооружений, включением "запредельных" режимов работы установок и сооружений, в результате чего очистные сооружения не справляются с загрязняющими веществами, преступными руководящими указаниями о проведении "залповых" выбросов и сбросов, непроведением своевременного ремонта очистных сооружений, невыполнением предписаний должностных лиц органов экологического контроля, неиспользованием контрольной аппаратуры или игнорированием ее показателей и т.д.
Типичные следы преступлений данной категории отражаются в приказах руководства предприятия или организации, в следах (или отсутствии следов) проведенного ремонта, следах внесения изменений в конструкцию очистных сооружений, следах загрязнений окружающей среды и т.д.
Обстоятельствами, подлежащими установлению, являются предусмотренные ст. 73 УПК РФ обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также конкретные нарушенные нормы природоохранного законодательства, выброс каких конкретно загрязняющих веществ произошел при совершении преступлений (характер загрязняющих веществ, их свойства, размеры опасной концентрации и концентрация, возникшая в результате выброса и т.д.), порядок осуществляемого на предприятии производственного экологического контроля, тип технологических процессов и используемые очистные технологии и т.д.
42.2. Типичные следственные ситуации по делам об экологических
преступлениях
Типичные следственные ситуации по делам об экологических преступлениях можно классифицировать по различным основаниям.
По объему информации, имеющейся у правоохранительных органов: 1) известны и место, и источник загрязнения; 2) известна только загрязненная зона, а источник загрязнения не установлен; 3) известен источник загрязнения, но загрязненная зона еще подлежит установлению.
По источнику получения информации о преступлении: 1) информация получена от органов экологического контроля (данный случай характеризуется существенным объемом полученной информации: правоохранительным органам известны и источник загрязнения, и зона загрязнения, и причина загрязнения, и последствия загрязнения, и объем причиненного ущерба, и ответственные лица и т.д.); 2) поводом для возбуждения уголовного дела послужили сообщения граждан, общественных отечественных и зарубежных организаций, публикации в средствах массовой информации (как правило, объем получаемыми следственными органами в данной ситуации информации несколько мал. В подобных сообщениях зачастую отражается только информация о факте загрязнения и его последствиях); 3) непосредственное обнаружение события преступления правоохранительными органами (например, природоохранной прокуратурой) или органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
По времени, прошедшему с момента загрязнения: 1) факты загрязнения окружающей среды обнаружены непосредственно сразу после выбросов; 2) с момента загрязнения до момента обнаружения прошел достаточно продолжительный промежуток времени.
Возбуждению уголовного дела может предшествовать предварительная проверка, в ходе которой происходит изучение поступившей первичной информации (сообщений граждан, организаций и органов экологического контроля с прилагающейся документацией), следствие получает информацию о технологических процессах, используемых на предприятии, способах и технологии очистки, производится осмотр места загрязнения и источника загрязнения, истребуется технологическая документация предприятия, документация о ремонте очистных сооружений и т.д.
Планирование первоначальных следственных действий осуществляется с учетом двух аспектов: объема имеющейся у следственных органов информации и необходимости срочного пресечения преступной деятельности. При наличии достаточного объема информации для возбуждения уголовного дела и необходимости безотлагательных действий предварительная проверка сокращается до минимума, производится осмотр места происшествия (загрязненная зона, источник загрязнения), выявляются и допрашиваются причастные лица, производится выемка производственной и технологической документации, приказов руководства, документации о работе очистных сооружений, выполнении профилактических мероприятий и ремонте, документации о принятых организацией мерах к устранению загрязнения, назначаются необходимые экспертизы и т.д.
В случае необходимости получения дополнительной информации проводится в полном объеме предварительная проверка, оперативные мероприятия (опрос граждан, живущих в близлежащих домах, получение проб, наблюдение и т.д.), изымается документация об экологическом правонарушении у органов экологического контроля, а также документация о предшествующих экологическому преступлению предписаниях органа экологического контроля об устранении нарушений природоохранного законодательства, производится осмотр места происшествия, определение загрязненной зоны и источника загрязнения и их осмотр, получение объяснений и допрос причастных лиц, изъятие и изучение технической документации на предприятии, назначение экспертиз и т.д.