Краткий очерк развития и определение арт-терапии

Возникновению современного междисциплинарного проекта — арт-терапия — способствовали достижения многих отечественных и зарубежных ученых [11, 14, 28, 32, 50, 58, 73, 76, 80, 81 и многие др.].

По причине многообразия теоретических представлений об арт-терапии и практических подходов к использованию арт-терапии, в настоящее время отсутствует ее общепринятое и исчерпывающее определение. Перечислим основные трактовки термина, встречающиеся в научной литературе.

В дословном переводе с английского языка арт-терапия — (Art-therapy), означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством» [28, c. 3], или «использование искусства как терапевтического фактора» [45, с. 34]. В англоязычных странах арт-терпию (Art Therapy) «относят прежде всего к так называемым визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну), либо к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видеоарт, компьютерное творчество, перфоманс и др.) [32, с. 3]. Более подробно это отражено в работах А. И. Копытина, Э. Крамер, М. Либман и других [28, 76, 79, 81].

По мнению В. Беккер-Глош в основе современного определения арт-терапии лежит художественное творчество, связанное с действием трех факторов: экспрессии, коммуникации и символизации [6, с. 42–58]. М. Либман трактует арт-терапию, как использование средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения [79]. Мы придерживаемся мнения Н. Д. Никандрова который считает, что арт-терапию можно рассматривать, как слияние творчества и терапевтической (или консультационной) практики, как метод направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу [40].

Термином арт-терапия обозначают как совокупность видов искусства, используемых при психокоррекции, так и собственно метод или комплекс методик [4]. Арт-терапия как метод предполагает использование тех или иных приемов, направленных на обучение человека видению в своей изобразительной продукции некоего смысла и осознание ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога», к интроспекции и рефлексии [30, 32, 53, 79 и т. д.].

Для обозначения частных форм (методов) терапии творчеством применяются так называемые семейственные понятия, эффективность этих форм подтверждается широким спектром работ отечественных ученых:

· библио-терапия — лечебное воздействие чтением (В. М. Бехтерев, А. М. Миллер, В. В. Мурашевкий, Ю. Б. Некрасова, Е. А. Рау);

· вокало-терапия — лечение пением (В. С. Шушарджан);

· драма-терапия, где в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры (Е. Белякова, А. В. Гнездилов, Я. Морено и др.);

· изо-терапия — рисуночная терапия (Г. В. Бурковский, М. Е. Бурно, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, Р. Б. Хайкин и др.);

· имаго-терапия — лечебное воздействие через образ, театрализацию (Н. С. Говоров);

· музыко-терапия — лечебное воздействие через восприятие музыки (Л. С. Брусиловский, И. М. Гринева, И. М. Догель, В. И. Петрушин и др.).

Арт-терапия (изо-терапия) чаще всего используется в нашей стране (Д. Аллан, Р. Арнхейм, Р.Ассаджиоли, Е. П. Белякова, М. Е. Бурно, Г. В. Бурковский, Д. Винникот, А. В. Гнездилов, А. И. Копытин, Т. Ю. Колошина, В. Л. Кокоренко, Л. Д. Лебедева, Г. М. Назлоян, Н. В. Серов, А. А. Смирнов, К.-Г. Юнг и др.).

Несмотря на общепринятое мнение о том, что арт-терапия является методом, разработанным зарубежными учеными, в нашей стране накоплен свой теоретический и практический опыт в области использования различных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях [8, 23, 52, 60 и др.]. Отметим в краткой форме, разнообразие подходов терапии творчеством в социальной, образовательной и профессиональной сфере в нашей стране.

Первая попытка применения искусства и художественной деятельности в психиатрии, психологии, педагогике, медицине относится к середине 1800-х годов. Отечественные психиатры XIX-го века отмечали терапевтическую значимость спонтанного творчества. И. А. Яроцкий в 1908 году выделяет совокупность принципов психотерапии — арететерапию, направленных на «нравственное воодушевление» и пропаганду таких идеалов, как целебное наслаждение природой, искусством, доблестным общественным служением [69]. В частности Р. А. Бутковский (1834) писал о благотворном влиянии эмоционально взволнованными впечатлениями и увлекающими занятиями на лечение людей, У. Гризенгер (1867) считал основой всякого психического лечения «психическое увлечение», направленное на поддержку и укрепление в больном человеке здорового «Я».

В России очевиден интерес к проблемам взаимосвязи музыки и медицины. В 1913 г. по инициативе В. М. Бехтерева был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. Специальные исследования В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, С. И. Консторум, С. С. Корсакова, В. И. Петрушина, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. И. Шипулина, В. С. Шушарджан и др. выявили положительное влияние музыки на сердечно-сосудистую, двигательную, центральную нервную системы человека, в частности:

· регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма, психоэмоционального состояния;

· повышение социальной активности;

· облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

· активизацию творческих проявлений.

В благоприятном воздействии пения (вокалотерапии) на человека отмечают Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан и др. коррекцию психоэмоционального состояния, стимуляцию работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.

Отечественные ученые В. А. Гиляровский, Г. И. Шипулин [65] отмечали положительное воздействие музыкальной ритмики на общий тонус, тренировку подвижности процессов центральной нервной системы, активизацию деятельности лимбической системы. В их исследованиях сделаны важнейшие выводы о том, что положительные эмоции от общения с искусством оказывают влияние на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению, мобилизуют резервные силы человека, обуславливают его творчество во всех областях науки и жизни. В исследованиях В. А. Гринер, Н. А. Власова, Е. В. Конорова, Е. В. Чаянова отмечено, что ритмика развивает внимание и память.

Благотворное влияние художественных ручных процессов (роспись по дереву, фарфору, выжигание и т. д.) на человека, в которых он становится «лицом к своему детству», что способствует его самораскрытию и эстетическому удовлетворению, подчеркивал М. И. Лахтин еще в 1926 году. Подобные наблюдения о том, что бытовое народное искусство является терапией, которая активизирует творческие силы, находившиеся раньше в скрытом состоянии, отмечают Г. И. Бернштейн (1927), Ю. В. Каннабих (1929).

Влияние имаго-терапии (от лат. imago — образ) на способность человека принимать адекватный образ и «уходить» от деформированного образа своего «Я», саморегуляцию, укрепление коммуникативных возможностей и мн. др. отмечал Н.С. Говоров (1973).

Положительный эффект использования танце-терапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается В. М. Бехтеревым, Н. И. Веремеенко и др. В частности, исследования Н. И. Веременко показали, что применение танцевально-двигательных методов приводит к изменению образа «Я», коррекции самооценки и самоотношения. Групповые танцевально-двигательные тренинги оказывают положительное влияние на психологическую атмосферу группы и внутригрупповые межличностные взаимоотношения [13].

К видам арт-терапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтения, относятся: либропсихотерапия (лечебное чтение), предложенная В. М. Бехтеревым, библиотерапия (терапия через книгу), предложенная В. Н. Мясищевым. Исследования Ю. Б. Некрасовой показывают, что библиотерапия может выполнять несколько функций: диагностическую, коммуникативную, психотерапевтическую [39]. В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения — сказки [24].

По критерию используемых художественных произведений искусства современная арт-терапия подразделяется на два вида: импрессивную и экспрессивную. Представители первого направления используют для терапии готовые произведения искусств (картины, музыку, скульптуру и т. п.) профессиональных творцов. Главным исцеляющим моментом, безусловно, является высокий уровень произведений и, соответственно, высокий уровень переживаний, закодированных в них. Кроме того, снимается страх что-то делать самому, не будучи специально обученным. Представители второго направления используют самостоятельное творчество человека [41, с. 23–27]. На современном этапе приверженцев второго направления больше среди специалистов, использующих метод арт-терапии.

В зависимости от целей воздействия выделяют следующие четыре направления в арт-терапии: психофизиологическое, психотерапевтическое, социально-педагогическое, психологическое [4]:

· психофизиологическое направление связано с коррекцией психосоматических нарушений;

· психотерапевтическое направление связано с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы личности человека, при этом преследуется цель раскрытие переживаний человека, осознание им собственных желаний, потребностей, отношений и помощь в отреагировании переживаемых эмоций.

· социально-педагогическое направление ориентировано на развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизацию возможностей в практической, художественной деятельности и творчестве;

· психологическое направление призвано способствовать интеграции личности.

Для нашей концепции психологического обеспечения интерес представляют психотерапевтическое и психологическое направление, так как опираются на задействование регулятивной, коммуникативной и катарсической функций искусства и развитие регулятивного потенциала менеджера. Развитие регулятивного потенциала находится в центре внимания в процессе психологического обеспечения профессиональной деятельности менеджера [44]. Регулятивная и коммуникативная функция реализуются в процессе формирования у человека ценного социального навыка, помогающего раскрыть логику и доводы ранее несознаваемых поступков, отклонений в своем поведении, воздействия собственной личности на окружающих и т. д. Катарсическая функция состоит, с одной стороны, в разрядке чувств, а с другой, в том, что арт-терапия (как исцеление) — это, прежде всего, собирание целостности личности [4].

Таким образом, можно констатировать разнообразие теоретических подходов и использование различных частных видов, форм и методов арт-терапии. На основе проведенного анализа литературы, исходя из собственных представлений о феномене арт-терапии и опыта ее практического применения, не претендуя на полноту и завершенность, мы предлагаем следующее рабочее определение арт-терапии в работе с персоналом Арт-терапия — метод художественной терапии, направленный на коррекцию эмоциональной, когнитивной, коммуникативной, регулятивной сферы личности, и приводящий к развитию личностного потенциала, раскрытию творческого потенциала.

Этот метод предоставляет возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые по различным причинам слабо проявлены и реализованы в профессиональной деятельности менеджера.

Наши рекомендации