Занятия по развитию памяти для детей
1. ИГРА В СЛОВА
Вариант 1.
Задание 1:
Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
Внимание! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
Повтори!
Задание 2:
Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: "Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…").
Задание 3:
Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
Вариант 2.
Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.
Вариант 3.
Трамвай, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.
Задания те же:
воспроизведи все слова;
раздели на группы по одному общему признаку;
запомни и воспроизведи.
2. ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Задание:
"Посмотри на этот лист. Запомни его".
Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.
3. ИГРА В СЛОВА НА РАЗНЫЕ БУКВЫ
Инструкция:
"Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить"
Внимание!
Арбуз, медведь, астра, муравей, аптека, мыло, алмаз, малина.
рбуз едведь
стра уравей
птека ыло
лмаз алина
Задание 1:
Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2:
Назови слова, которые начинаются с буквы А.
Задание 3:
Назови слова, которые начинаются с буквы М.
Задание 4:
Назови все слова, которые я просила тебя запомнить.
4. ГУЛЯЕМ ПО ЗООПАРКУ
Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.
Инструкция:
"Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала".
Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…
Задание 1:
Перечисли животных, которые были на картинках.
Задание 2:
Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.
Задание 3:
Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4:
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Задание 5:
Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
5. ГУЛЯЕМ ПО ЛЕСУ
Инструкция:
"Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла".
Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.
Задание 1:
Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.
6. ВКУС И ЗАПАХ
Задание 1:
Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 2:
Нарисуй лимон.
Задание 3:
Представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.
Какого цвета апельсин?
Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
Задание 4:
Нарисуй апельсин.
Задание 5:
Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?
7. РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА
Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.
Инструкция:
"Видишь, картинка сломалась. Почини ее". Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку - пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.
Задание: Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.
Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:
Что изображено на картинке?
Какой формы твой рисунок?
Какого цвета твой рисунок?
При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.
Вывод:
В данной контрольной работе была рассмотрена и изучена память: ее определение, основные черты и характеристики, основные виды и механизмы процессов, происходящие в памяти, а так же рассмотрены методы, приемы и способы улучшения и развития памяти. Рассмотрев тему можно сделать следующие выводы:
ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д.
Память может иметь индивидуальные различия:
Разница может быть количественной, например:
- различная скорость запоминания;
- в прочности сохранения;
- в легкости воспроизведения, точность и объем запоминания
Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности как
- Интересов и склонностей личности; (то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда)
- От отношения личности к той или иной деятельности;
- От эмоционального настроя ;
- физического состояния;
- От волевого усилия и многих других факторов.
Так же память классифицируется на виды виды: образная память, словесно – логическая, долговременная, оперативная, произвольная и непроизвольная. Словесно-логической памятью обладает только человек. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, которые невозможны без языка, без слов. Поэтому словесно-логическая память играет важную роль в усвоении знаний. Именно с ее помощью дети заучивают то, что задают им учителя. Однако если дети повторяют не задумываясь и не понимая, тогда
Хорошее состояние памяти также необходимо нам, как и хорошее
состояние остальных мыслительных процессов. Ею мы пользуемся помногу раз за день, сознательно или бессознательно, интерпретируя события на основе предыдущего опыта или вспоминая, куда положили ключи, с трудом или с легкостью. Ухудшению памяти способствует немало факторов, как внешних (экология, недостаток необходимых веществ), так и внутренних (информационные перегрузки). Но, несмотря на это, нельзя оставлять такой важный мыслительный процесс, как память, без внимания, ведь, если не принимать меры, со временем состояние будет только ухудшаться.
Именно поэтому нужно развивать память, повышать её продуктивность.
Ведь воспоминания не хранятся в какой-то одной определенной части мозга, а представляют собой процесс, в котором различные части мозга работают вместе. Когда клетки мозга работают вместе, связи между ними становятся крепче. Это значит, что наш мозг действительно претерпевает изменения по мере того, как мы познаете мир и тренируем какие-то навыки снова и снова. В этом и лежит ключ к пониманию способов улучшения памяти.
Для развития и улучшения памяти существует множество методов и приемов. Это питание мозга, мнемотехника, метод визуализации, метод ассоциации, и множество других упражнений которые описаны в данной контрольной работе, все они нацелены на развитие и улучшение памяти человека.
Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки.
Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно и нужно улучшать, тренировать с помощью специальных упражнений, приемов и методов и тогда глубокой старости беспамятство не грозит.
.
.
Понятийный аппарат:
Воспоминание (припоминание) – воспроизведение какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.
Запоминание – процесс закрепления и сохранения информации.
Мнемотехника - совокупность приемов, направленных на творческую организацию материала, образное его координирование, а также запоминание с помочью специальных приемов и средств.(И А. Корсаков, Н.А. Корсакова)
Память – сохранение, последующее узнавание и воспроизведение человеком разнообразной информации.
Память долговременная – длительное сохранение и многократное воспроизведение информации.
Память кратковременная– сохранение информации в течение небольшого промежутка времени, от 1-2 до 10 секунд, пока она не будет использована или переведена в долговременную память.
Память оперативная – сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения какого-то действия или операции.
Память мгновенная – сохранение следов воспринятого материала на очень короткое время.
Узнавание– воспроизведение образа при повторном восприятии того же объекта.
Используемая литература.
1.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология/ Л.А.Венгер, В.С.Мухина//Учеб.пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.- 336с.
2.Гамезо М.В., И.А.Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание,
Москва, 1999, стр. 159
3.Даниел Лапп “Улучшение памяти в любом возрасте” Мир 1993 г.
4.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание/ М.: 1961. – 95с.
5.Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии, "Питер", Санкт-Петербург, 2000, стр. 89
6.Максименко С.Д., В.О.Соловьяненко, Загальная психологія, МАУП, Киев 2000
7.Немов,Р.С., Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение»,
Москва, 1994, стр. 184
8.Петровский А.В. Общая психология/ А.В.Петровский// Учебник для студентов пед. Институтов. Изд.2-е.- М.: Просвещение, 1976.- 479с.
9.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: - Вып. 6 - М., 1978
10.Ясперс Карл, Общая психопатология, «Практика», Моска 1997, стр. 218
11. Интернет.