Обработка и интерпретация результатов

Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмо­сфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увели­чивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Отчет должен включать:

- постановку целей исследования,

- характеристику базовых параметров, подлежащих изучению (что такое психологическая атмосфера в коллективе, от чего она зависит, как она влияет на результаты работы коллектива, работоспособность отдельных работников, эффективность деятельности всего коллектива),

- описание процедуры исследования,

- результаты исследования,

- практические рекомендации по улучшению психологической атмосферы в коллективе.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2007.
  2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СП-б, 2003.
  3. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
  4. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности. М., 2007.
  5. Немов Р.С, Психология: Учебное пособие для вузов. В 2 кн. - М.: Просвещение, 1994.
  6. Психология и педагогика / Под ред. К.А. Абульхановой, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Совершенство, 1999.
  7. Рабочая книга практического психолога: Уч. пособие / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1996.
  9. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. -Л., 1990.-321с.
  10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
  11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
  12. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 2006.
  13. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М., 2002.

б) дополнительная литература:

  1. Абульханова К.А., Бодалев ДА, Деркач ДА, Кузьмина Н.В., Лаптев Л.Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Практическая психология и психоанализ. - 1997. - №1.-C.12-27.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
  3. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Академический проест, 1997. - 256 с.
  4. Азарнов Н.Н., Давыдов В.П., Пустовалов А.И. Методология, методика и технология педагогического иссле­дования (Учебное пособие). - М.: АФСБ, 1997. - 220 с.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 1998. - 341 с.
  6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.- 212с.
  7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 1986. - 158 с.
  8. Аристотель. О душе // Соч. в 4-х т. - Т. 1 - М., 1975. - 427 с.
  9. Арнольд О.Р. Управляй своей судьбой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 384 с.
  10. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416 с.
  11. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: РАУ, 1993. - 11 с.
  12. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? - М.: КВАНТ, 1997. - 102 с.
  13. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-284 с.

14. Выготский Л. С. Лекции по психологии.-СПб.: Союз, 1997. - 144с.

15. Выготский Л. С. Развитие интересов в переходном возрасте // Собр.соч. - Т.4. - М., 1984. - С. 6-40.

16. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. - М., 1979.-185 с.

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: МГУ, 1998.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. - М.: Мир, 1992.
  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1972. - 311с.
  4. ГОС ВО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования // Бюл­летень Государственного комитета РФ по высшему образованию. - М.: Моск. лицей, 1994. - № 2.
  5. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.: Политиздат, 1991. - 320 с.
  6. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. - М.: Агенство «КвантТ», 1997. - 328 с.
  7. Гусева А.С., Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей А. Акмеология: личностное и личности. Методы и технологии. - М.: РАГС,2000.-198с.
  8. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: РАГС, 2000. - 398 с.
  9. Забродин Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике. - М., 1994. - 214с.
  10. Занюк С. Психология мотивации. - К.: Эльга-Н, 2001. - 327 с.
  11. Илина И.В. Основы валеологии. Учебник для специалистов государственного и муниципального управления. - Орел, 2002.-329 с.
  12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т:-М.: Педагогика, 1983.-304 с.
  13. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга, 1994.- 178 с.
  14. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Под ред. А.И.Каирова, В.М.Коротова, Б.Т. Лихачева. Т.1 -2 .- М: Педагогика, 1977.
  15. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.- 308 с.
  16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 221 с.
  17. Никандров Н.Д. Перспективы образования в России // Гуманизация. - 1998. - № 1.- С. 3-13.
  18. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. - М; Школа-Пресс, 1994.-192 с.
  19. Оболенский А.В. Человек и государственное управление. - М., 1987. - 325 с.
  20. Основы социально-психологической теории /Под ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. - М., 1995. - 538 с.
  21. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 329 с.
  22. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. - М: Наука, 1969. - 154 с.
  23. Православная психология и проблемы современного человека: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. Е.А. Ходыревой. - Ульяновск: УлГУ, 2001. - 250 с.
  24. Секач М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости руководителя. - М.: КванТ, 1998. - 299 с.
  25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 376 с.
  26. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении: Монография / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: МГУ ПП, 2000. - 256 с.
  27. Спирин Л. ф. Теория и технология решения педагогических задач. - М., 1997. - 412 с.
  28. Степанова Е.И. Возрастная изменчивость мыслительных функций в период зрелости. Дисс.... докт. психол. наук.-Л.:ЛГУ, 1971.-439с.
  29. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. - М.:РАГС,2001.-184с.
  30. Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. - М.,1993. - 327 с.
  31. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995. - 458 с.
  32. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996. - 319 с.
  33. Ярвилехто Т. Мозг и психика. - М.: Прогресс, 1992. - 296 с.

50. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. М.: Наука, 1989.

51. Хьел Л, Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

52. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: ЛОГОС, 1994.

53. Юнг К. Психология бессознательного. Пер. с нем. М.: Канон, 1994.

54. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. М., 1997.

Приложение 1.

Наши рекомендации