Приложение 559
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной методики,
обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении вопросов по видам тревожности представлены в табл. 3.
Таблица 3
Вилы тоевожности
Вид тревожности | Номера вопросов | |
Школьная | 4 69 10 13 16 20 25 30 | |
Самооценочная | 5 12 14 19 22 23 27 28 29 | |
Межличностная | 7 8 11 15 17 18 2124 26 |
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому виду тревожности и по методике в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей методике -как общий уровень тревожности.
В табл. 4 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация прово-
Таблица 4
Уровень тревожности | Группа учащихся | Уровень различных видов тревожности, баллы | ||||
класс | пол | общая | школьная | самооценочная | межличностная | |
1. Нормальный | ж | 30-62 | 7-19 | 11-21 | 7-20 | |
м | 17-54 | 4-17 | 4-18 | 5-17 | ||
ж | 17-54 | 2-14 | 6-19 | 4-19 | ||
м | 10-48 | 1-13 | 1-17 | 3-17 | ||
ж | 35-62 | 5-17 | 12-23 | 5-20 | ||
м | 23-47 | 5-14 | 8-17 | 5-14 | ||
Несколько повышенный | ж | 63-78 | 20-25 | 22-26 | 21-27 | |
м | 55-73 | 18-23 | 19-25 | 18-24 | ||
ж | 55-72 | 15-20 | 20-26 | 20-26 | ||
м | 49-67 | 14-19 | 18-26 | 18-25 | ||
ж | 63-76 | 18-23 | 24-29 | 21-28 | ||
м | 48-60 | 15-19 | 18-22 | 15-19 | ||
3. Высокий | ж | 79-94 | 26-31 | 27-31 | 28-33 | |
м | 74-91 | 24-30 | 26-32 | 25-30 | ||
ж | 73-90 | 21-26 | 27-32 | 27-33 | ||
м | 68-86 | 20-25 | 27-34 | 26-32 | ||
ж | 77-90 | 24-30 | 30-34 | 29-36 | ||
м | 61-72 | 20-24 | 23-27 | 20-23 |
■»
560 Приложение
Таблица 4 (окончание)
Уровень тревожности | Группа учащихся | Уровень различных видов тревожности, баллы | ||||
класс | пол | общая | школьная | самооценочная | межличностная | |
м | 61-72 | 20-24 | 23-27 | 20-23 | ||
4. Очень высокий | ж | Более 94 | Более 31 | Более 31 | Более 33 | |
м | Более 91 | Более 30 | Более 32 | Более 30 | ||
ж | Более 90 | Более 26 | Более 32 | Более 33 | ||
м | Более 86 | Более 25 | Более 34 | Более 32 | ||
ж | Более 90 | Более 30 | Более 34 | Более 36 | ||
м | Более 72 | Более 24 | Более 27 | Более 23 | ||
5. Чрезмерное спокойствие | ж | Менее 30 | Менее 7 | Менее 11 | Менее 7 | |
м | Менее 17 | Менее 4 | Менее 4 | Менее 5 | ||
ж | Менее 17 | Менее 2 | Менее 6 | Менее 4 | ||
м | Менее 10 | - | - | Менее 3 | ||
ж | Менее 39 | Менее 5 | Менее 12 | Менее 5 | ||
'м | Менее 23 | Менее 5 | Менее 8 | Менее 5 |
дилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.
Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.
Методика «Тревожность студентов»
Методика взята из книги « Прикладная психология в высшей школе». Она является модификацией опросника Ж. Тейлор.
Инструкция. Вам предлагается согласиться с рядом положений опросника или отвергнуть, их поставив рядом с соответствующим номером протокола знак «+» или
Текст опросника
1. Мне с трудом удается сосредоточить внимание на лекции.
2. Отступление преподавателя от основной темы лекции сильно отвлекает меня.
3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
4. Временами мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.
5. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки».
6. Я не успеваю усваивать материал лекций, и это вызывает чувство неуверенности в себе.
7. Я очень болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.
8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
9. Положение в нашей учебной группе сильно беспокоит меня.
10. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
11. Я с трудом сосредоточиваюсь на выполнении какого-либо задания, и это раздражает меня.