Стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии
Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжелым грузом ложится на их плечи.
Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций - страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал.
В-третьих, это неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные возможности организма.
В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы.
Щербатых Ю. В., 2006. С. 146.
У врачей-терапевтов преобладают интропунитивные типы эмоционально-поведенческого реагирования в стрессовых ситуациях, а у врачей-хирургов — экстрапунитивные.
Использование защитных механизмов. По данным В. В. Лукьянова и К. П. Малышевой (2005), врачи-хирурги имеют большую степень выраженности по сравнению с терапевтами таких защитных механизмов, как «отрицание» и «вытеснение», а терапевты — «реактивные образования». Это обусловлено тем, что врачи-хирурги работают при высоком внешнем и внутреннем контроле, что приводит к хроническому психическому напряжению. В этих условиях использование защитных механизмов «отрицание» и «вытеснение» позволяет им, как полагают авторы, «отрешиться» от психотравмирующих обстоятельств их деятельности. Наличие же у терапевтов такого защитного механизма, как «реактивное образование», способствует эмоциональному отстранению и подмене своих негативных эмоций на противоположные с целью сохранения нормативной культуры общения.
Эти же авторы отмечают, что у врачей стационара по сравнению с врачами поликлиники более выражен защитный механизм «отрицания». Авторы объясняют это тем, что работа в стационаре более престижна, и это, возможно, побуждает врачей данной группы игнорировать некоторые психотравмирующие аспекты своей деятельности.
Было также показано, что врачи со стажем более 20 лет имели большую выраженность таких защитных механизмов, как проекция и реактивные образования, по сравнению с врачами с меньшим стажем. Это может свидетельствовать о том, что врачи научаются подменивать собственные реальные эмоциональные переживания на социально приемлемые в ситуации общения с больными и приписывать им неприемлемые для себя свойства личности и причины поведения с целью самооправдания и снятия психического напряжения.
В проявлении врачами защитных механизмов имеют значение половые различия. У мужчин-врачей по сравнению с коллегами-женщинами более выражены такие механизмы психологической защиты, как «вытеснение» и «интеллектуализация». Механизм «вытеснения» «позволяет перевести на неосознаваемый уровень неприемлемые для личности импульсы (желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу), а действие "интеллектуализации" пресекает переживания, вызванные неприятной ситуацией, при помощи логических установок и манипуляций» (с. 320).
У женщин-врачей более выражено использование такого механизма, как «реактивные образования». У них «в профессиональной деятельности преобладает тенденция к социально-ориентированному расширению сферы межличностных отношений, что приводит к инверсии внутренних негативных установок в социально приемлемые формы в рамках феномена "реактивные образования"» (с. 320).
По данным зарубежных исследований, снятие напряжения осуществляется медицинскими работниками чаще по сравнению со средним уровнем популяции с помощью медикаментозных средств и употребления алкоголя.
Профессионально важные качества. Л. А. Верещагина и А. Перова (2005) отмечают, что, судя по литературным данным, для военных хирургов характерны такие профессионально важные качества, как наблюдательность, развитые мне-мические свойства (быстрота запоминания, его прочность и полнота), высокая концентрация внимания, ответственность, эмпатия. На основании оценок, данных военными хирургами со стажем не менее 20 лет, авторы выделили следующие профессионально важные качества (в порядке убывания значимости):
· ответственность и профессиональная компетентность;
· мыслительные свойства (умение принять правильное решение при недостатке информации, умение понять суть взаимосвязей, присущих проблеме, и пр.);
· аттенционные свойства (умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте, умение сосредоточивать внимание на одном объекте и др.);
· эмпатия (сопереживание, сочувствие);
· психомоторные качества (быстрота и точность движений пальцев рук);
· память;
· воля;
· острота зрения;
· коммуникативность.
А. М. Васильков с соавторами (2001) отмечают, что определяющее значение зля выраженности у врачей профессионально важных качеств (ПВК) имеет процесс овладения врачебной специальностью. В связи с этим они отмечают следующие закономерности развития ПВК: 1) наблюдается увеличение значимости качеств мышления; 2) возрастает значение профессиональных умений; 3) снижается значение качеств, определяющих работоспособность в экстремальных условиях.
По характеристикам, приведенным японским ученым Фукуямой (Ch. Fukuyama, 1982) в его профориентационной анкете, для стоматологов характерны следующие особенности: смелость, быстрота и тщательность в работе, быстрота действий в непредвиденных ситуациях, ловкость пальцев.