Предмет психологии личности
Вопросы для подготовки к зачету по курсу
1. Личность как предмет психологического исследования
2. Общее представление о личности, определение
3. Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность
4. Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность"
5. Методологические принципы современной психологии личности: принцип структурной организации личности и принцип активности
6. Методологические принципы современной психологии личности: принцип развития, принцип субъекта и принцип детерминизма
7. Основные проблемы психологии личности
8. Методы исследования личности
9. Проективные методики и принцип проекции
10. Психоанализ З. Фрейда
11. Определение механизмов вытеснения и сопротивления по Фрейду
12. Стадии развития личности ребенка по Фрейду
13. Метод свободных ассоциаций (З. Фрейд)
14. Защитные механизмы личности (отрицание, проекция, рационализация, сублимация и др.)
15. Аналитическая психология К. Юнга (общее представление)
16. Личное и коллективное бессознательное
17. Представление об архетипах. Основные архетипы человека.
18. Проблема индивидуации как развития индивидуальности личности по Юнгу
19. Учение Юнга о психических типах
20. Индивидуальная психология А. Адлера (общее представление)
21. Проблема компенсации и сверхкомпенсации по Адлеру
22. Фрейд, Юнг и Адлер - единомышленники и противники
23. Направления современного психоанализа: эго-психология
24. Направления современного психоанализа: теории объектных отношений
25. Определение переноса, типичные проявления переноса
26. Основные элементы переноса
27. Классификации реакций переноса
28. Сопротивление и его проявления
29. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
30. Основные стадии жизненного цикла по Эриксону
31. Понятия интроекции, идентификации и идентичности (Эриксон)
32. Гуманистическая психология
33. Движущие силы развития личности в психоанализе и гуманистической психологии
34. Принципы индирективной психотерапии К. Роджерса
35. Концепция самоактуализации А. Маслоу
36. Когнитивистское направление: психология личностных конструктов Дж. Келли
37. Тест репертуарных решеток
38. Теория оперантного обусловливания Скиннера
39. Решение основных проблем психологии личности в теориях научения
40. Социально-когнитивная теория Бандуры
41. Гештальттеория К. Левина
42. Истинные потребности и квазипотребности по Левину
43. Экспериментальные работы в школе К. Левина (эксперименты Зейгарник, Овсянкиной, Карстен, Хоппе)
44. Эффект Зейгарник и эксперименты Овсянкиной
45. Основные направления исследования личности в отечественной психологии. Развитие личности ребенка в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
46. Личность и деятельность в концепции А.Н. Леонтьева
47. Проблема самосознания, личности и ее жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна
48. Основные проблемы современной отечественной психологии личности
49. Современные концепции темперамента
50. История взглядов на проблему темперамента
51. Проблема детского темперамента
52. Теория Р. Пломина
53. Эмоции и их функции
54. Виды эмоций. Страх и тревога
55. Психологические защиты и совладающее поведение
56. Самосознание как процесс и результат
57. Образ Я и самооценка
58. Развитие Я-концепции
59. Половая идентичность
60. Пол и гендер
61. Психологические пространство и время личности
62. Теории воли
63. Волевое и произвольное действие
64. Механизмы волевой регуляции личности
65. Невротический уровень организации личности
66. Психотический уровень организации личности
67. Пограничный уровень организации личности
Раздел 3. Лекционный материал
Содержание лекционного материала (основной информационный блок) по темам программы учебного курса.
Тема 1. Методологические принципы психологии личности
Предмет психологии личности
Определение предметной области психологии личности связано с решением ряда существенных вопросов. В современной психологической литературе выделяются три наиболее важные особенности познавательной ситуации изучения личности:
· богатство Феноменология - философская дисциплина, по-разному трактуемая в истории философии: как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания, как учение о становлении философии, истории исследования форм сознания, как часть психологии.
· междисциплинарный статус проблемы личности, который означает, что данное понятие описывает очень широкую область знания, отдельные аспекты которой изучаются не только психологией, но и философией, историей, социологией и другими науками;
· неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования: она может быть (попеременно или одновременно) как объектом, так и субъектом исследования.
Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы.