Тема № 2. Эксперимент как метод проверки причинно-следственных связей

Москва - 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

III. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса - вооружить обучаемых глубокими и разносторонними знаниями методологии, теории, методов, а также навыками и умениями их эффективного использования экспериментального метода в процессе психологического исследования.

2. Задачи курса:

- формировать фундаментальные основы функциональной организации и эффективного использования экспериментального метода в процессе психологического исследования поведенческих реакций;

- изучить теорию психологического эксперимента, основные понятия и особенности психологического эксперимента;

- научить планировать эксперимент и осуществлять контроль переменных в различных условиях;

- проводить квазиэксперимент, корреляционное исследование психических явлений;

- приобрести опыт применения алгоритма анализа и представления результатов психологического исследования.

Место курса в подготовке специалиста.

Учебный курс " Экспериментальная психология" занимает одно из ключевых мест в подготовке специалистов, чья деятельность связана с психологией. В его основу положены современные общие представления об эксперименте как одном из основных методов многих наук, учтены последние достижения в области теории и практики психологического исследования. Успешность изучения курса базируется на знаниях общей и социальной психологии, психофизиологии, психодиагностики, математических методов и других отраслей психологической науки.

В основное содержание курса составляют следующие разделы: первый - характеристика экспериментального метода и его специфика, где рассматриваются теоретические и методологические основы психологического эксперимента, второй раздел - прикладные проблемы психологического эксперимента посвящённый изучению методике проведения экспериментального исследования в психологии.

Требования к уровню усвоения содержания курса.

Обучаемый, изучивший данный курс, должен

иметь представление:

-о теоретическом и эмпирическом знании в психологии, основных методах психологического исследования и требованиях к его результатам;

знать:

-теорию психологического эксперимента, основные понятия и особенности психологического эксперимента;

уметь:

-планировать эксперимент и осуществлять контроль переменных в различных условиях;

-проводить квазиэксперимент, корреляционное исследование психических явлений;

иметь опыт (навык):

-применения алгоритма анализа и представления результатов психологического исследования.

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Наименование разделов и тем Всего учебных занятий (час) Аудиторные занятия: (час) Самостоятельная работа (час)
всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
5 семестр
Раздел I. Характеристика экспериментального метода и его специфика.              
Тема № 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии    
Тема № 2. Характеристика экспериментального метода и его специфика.      
Тема № 3. Эксперимент как метод проверки причинно-следственных связей.      
Тема № 4. Особенности планирования и построение моделей эксперимента.    
Тема № 5. Доэкспериментальные планы.      
Тема № 6. Экспериментальные планы.      
Тема № 7. Квазиэкспериментальные планы      
Тема № 8. Корреляционное исследование      
Раздел II. Прикладные проблемы психологического эксперимента.              
Тема № 9. Некоторые прикладные проблемы методологии и методики психологического эксперимента.    
Тема № 10. Экспериментальная психология деятельности      
Тема № 11. Экспериментальная психология сознания.      
Тема № 12. Проведение эксперимента.      
Тема № 13. Обобщение и интерпретация результатов эксперимента.      
Итого за 5 семестр:    
Всего по дисциплине:    
Экзамен по дисциплине              

Раздел I. Характеристика экспериментального метода и его специфика.

Тема № 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии

Предмет, задачи и структура экспериментальной психологии. Проблемы экспериментальной психологии. Основные научные работы по экспериментальной психологии.

Методология науки – общие понятия. Общая характеристика психологического исследования. Научное знание, его структура и принципы построения. Классификация методов психологического исследования. Неэкспериментальные психологические методы. Этические принципы проведения исследований на человеке (АРА, 1973).

Тема № 2. Эксперимент как метод проверки причинно-следственных связей

Эксперимент как метод проверки гипотез о причинно-следственных связях. Признаки и особенности экспериментального метода. Теоретическое, эмпирическое и практическое исследования. Признаки эмпирического метода: чувственное наблюдение, воздействие, план, гипотеза, контроль. Экспериментальные наблюдения. Опыты. Независимые и зависимые переменные.

Экспериментальное общение. Экспериментатор: его личность и деятельность. Испытуемый: его деятельность в эксперименте. Личность испытуемого и ситуация эксперимента.

Наши рекомендации