Тема № 2. Эксперимент как метод проверки причинно-следственных связей
Москва - 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
III. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса - вооружить обучаемых глубокими и разносторонними знаниями методологии, теории, методов, а также навыками и умениями их эффективного использования экспериментального метода в процессе психологического исследования.
2. Задачи курса:
- формировать фундаментальные основы функциональной организации и эффективного использования экспериментального метода в процессе психологического исследования поведенческих реакций;
- изучить теорию психологического эксперимента, основные понятия и особенности психологического эксперимента;
- научить планировать эксперимент и осуществлять контроль переменных в различных условиях;
- проводить квазиэксперимент, корреляционное исследование психических явлений;
- приобрести опыт применения алгоритма анализа и представления результатов психологического исследования.
Место курса в подготовке специалиста.
Учебный курс " Экспериментальная психология" занимает одно из ключевых мест в подготовке специалистов, чья деятельность связана с психологией. В его основу положены современные общие представления об эксперименте как одном из основных методов многих наук, учтены последние достижения в области теории и практики психологического исследования. Успешность изучения курса базируется на знаниях общей и социальной психологии, психофизиологии, психодиагностики, математических методов и других отраслей психологической науки.
В основное содержание курса составляют следующие разделы: первый - характеристика экспериментального метода и его специфика, где рассматриваются теоретические и методологические основы психологического эксперимента, второй раздел - прикладные проблемы психологического эксперимента посвящённый изучению методике проведения экспериментального исследования в психологии.
Требования к уровню усвоения содержания курса.
Обучаемый, изучивший данный курс, должен
иметь представление:
-о теоретическом и эмпирическом знании в психологии, основных методах психологического исследования и требованиях к его результатам;
знать:
-теорию психологического эксперимента, основные понятия и особенности психологического эксперимента;
уметь:
-планировать эксперимент и осуществлять контроль переменных в различных условиях;
-проводить квазиэксперимент, корреляционное исследование психических явлений;
иметь опыт (навык):
-применения алгоритма анализа и представления результатов психологического исследования.
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование разделов и тем | Всего учебных занятий (час) | Аудиторные занятия: (час) | Самостоятельная работа (час) | ||||
всего | лекции | семинары | практические занятия | зачет с оценкой | |||
5 семестр | |||||||
Раздел I. Характеристика экспериментального метода и его специфика. | |||||||
Тема № 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии | |||||||
Тема № 2. Характеристика экспериментального метода и его специфика. | |||||||
Тема № 3. Эксперимент как метод проверки причинно-следственных связей. | |||||||
Тема № 4. Особенности планирования и построение моделей эксперимента. | |||||||
Тема № 5. Доэкспериментальные планы. | |||||||
Тема № 6. Экспериментальные планы. | |||||||
Тема № 7. Квазиэкспериментальные планы | |||||||
Тема № 8. Корреляционное исследование | |||||||
Раздел II. Прикладные проблемы психологического эксперимента. | |||||||
Тема № 9. Некоторые прикладные проблемы методологии и методики психологического эксперимента. | |||||||
Тема № 10. Экспериментальная психология деятельности | |||||||
Тема № 11. Экспериментальная психология сознания. | |||||||
Тема № 12. Проведение эксперимента. | |||||||
Тема № 13. Обобщение и интерпретация результатов эксперимента. | |||||||
Итого за 5 семестр: | |||||||
Всего по дисциплине: | |||||||
Экзамен по дисциплине |
Раздел I. Характеристика экспериментального метода и его специфика.
Тема № 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии
Предмет, задачи и структура экспериментальной психологии. Проблемы экспериментальной психологии. Основные научные работы по экспериментальной психологии.
Методология науки – общие понятия. Общая характеристика психологического исследования. Научное знание, его структура и принципы построения. Классификация методов психологического исследования. Неэкспериментальные психологические методы. Этические принципы проведения исследований на человеке (АРА, 1973).
Тема № 2. Эксперимент как метод проверки причинно-следственных связей
Эксперимент как метод проверки гипотез о причинно-следственных связях. Признаки и особенности экспериментального метода. Теоретическое, эмпирическое и практическое исследования. Признаки эмпирического метода: чувственное наблюдение, воздействие, план, гипотеза, контроль. Экспериментальные наблюдения. Опыты. Независимые и зависимые переменные.
Экспериментальное общение. Экспериментатор: его личность и деятельность. Испытуемый: его деятельность в эксперименте. Личность испытуемого и ситуация эксперимента.