Осознание учащимися с разными типами субъектной регуляции причин успеха и неудачи в учебе
Следующий важный вопрос состоит в том, чтобы выявить, как сами учащиеся осознают причины успехов и неудач в своей учебной деятельности. Для исследования этого вопроса были использованы некоторые положения теории атрибуции.
Как отмечалось выше, B. Weiner (1972), вслед за F. Heider (1959), показал, что индивиды склонны приписывать достижение определенного результата в работе преимущественно четырем различным факторам: случайности, трудности выполнения работы, своим личностным качествам и прилагаемым усилиям. Как можно заметить, первые два фактора (случайность и трудность) в основном не зависят от субъекта и определяются внешними условиями и характером работы. В то же время следующие два фактора (личностные качества и прилагаемые усилия) являются «внутренними» и всецело зависят только от самого субъекта деятельности.
В исследованиях (Heider F., 1959; Seppo Iso-Ahola, 1977; Weiner B. et al., 1972) было показано, что субъективная оценка влияния данных факторов зависит от конечного результата выполненной работы, а сами результаты деятельности зависят от указанных причин; но, как можно ожидать, эта зависимость будет опосредоваться позицией самого субъекта деятельности и его умением осознанно управлять осуществлением своей деятельности.
Мы предположили, что испытуемые группы «зависимых» будут менее адекватно оценивать результаты своей учебы, чем испытуемые группы «автономных», и объяснять причины их неудач в учебе не столько личностными качествами и недостаточностью прилагаемых усилий, сколько случайностью и трудностью учебы.
Экспериментальное исследование проводилось следующим образом (Конопкин, Прыгин, 1984; Прыгин, 1985)). Каждый испытуемый получал две карточки: «Успех» и «Неудача», из которых он должен был отобрать для заполнения ту, которая совпадала с его собственным отношением к результатам своего учебного труда. Другая карточка возвращалась экспериментатору незаполненной.
Карточка «Успех» содержала следующие утверждения: «Успех в учебе обеспечен: а) моими личными качествами, б) приложенными мною усилиями, в) случайностью. Трудность учебы оцениваю на ... ». Сходным образом была составлена и карточка «Неудача»: «Неудача в учебе вызвана: а) моими личными качествами, б) недостаточностью приложенных мною усилий, в) случайностью. Трудность учебы оцениваю на ... ».
Пользуясь десятибалльной шкалой, обследуемый должен был оценить трудность учебы и вклад каждой из названных причин в общий конечный результат: успех или неудачу. Данные, полученные в этом эксперименте, представлены в таблицах 18 и 19. Для удобства дальнейшего анализа данных обозначим группу «автономных» как группу 1, а группу «зависимых» – как группу 2 (которая, как будет показано ниже, распалась на две подгруппы).
Таблица 18