Особенности поведения испытуемых с «автономным» и «зависимым» типами субъектной регуляции в ситуациях конфликта 2 страница

Проблема проявления феномена «автономности» в онтогенезе позволяет наметить еще одно перспективное направление исследований – это соотношение «субъектной» и «волевой» регуляции. Предварительные исследования этой проблемы показали (дипломная работа, проведенная под нашим руководством; неопубликованные данные) отсутствие какой-либо связи этих двух психологических феноменов. Однако продуктивная идея, высказанная Е.О. Смирновой (1990), о том, что произвольность и воля имеют разное содержание и разные линии развития, не только, с нашей точки зрения, не разводит эти понятия, но и дает возможность изучать их в одном контексте: через исследование развития мотивационной сферы ребенка, имея при этом в виду, что мотивы напрямую связаны с «субъективно принятой целью» – основным компонентом системы субъектной регуляции.

Наилучшим подтверждением реальности существования феномена «автономности» (образно говоря, свидетельством его «валидности») стало доказательство его проявления в различных структурных компонентах личности, в системе межличностных отношений, а также в различных, в том числе и специфических, выборках и ситуациях.

В пятой главе приводятся результаты и описания практических исследований проявления феномена «автономности» в структуре самосознания личности и в особенностях протекания познавательных процессов, проведенные нами в разные годы. В частности, были исследованы структурные характеристики самосознания (Прыгин, 1998, 2005), особенности протекания психических процессов (Прыгин, 2002), особенности организации ментального опыта (Прыгин, Прыгина, 2004) и стиля мышления (Прыгин, 2005) индивидов с разными типами субъектной регуляции.

Кроме того, нами было показано, что феномен «автономности» проявляется не только в указанных выше структурных компонентах (подсистемах) личности, но и в особенностях письменной речи (Прыгин, 2003), в феномене уверенного поведения (Прыгин, 2003), в профессиональном самоопределении старшеклассников ((Прыгин, 1984, 1985; Прыгин, Степанский, Фарютин), при изучении личности в учебной деятельности (А.А. Реан).

В связи с проведенными исследованиями можно отметить еще одно перспективное исследовательское направление – обнаруженные различия в структуре самоотношения у субъектов разных типологических групп могут стать отправной точкой в изучении типологических различий в структуре их самосознания (поскольку структура самосознания с позиции личностно-типологических особенностей субъектнойрегуляции ни в отечественной, ни в зарубежной психологии практически не изучалась).

В следующей, шестой, главе представлен анализ проявления типологии субъектной регуляции в контексте межличностных отношений. Пожалуй, впервые было проведено интересное и чрезвычайно важное исследование особенностей внутригруппового взаимодействия субъектов с различными регуляторно-типологическими особенностями (Прыгин, Олейник, 2000, 2006). По результатам этого исследования был сделан существенный вывод о том, чтоличностно-типологические особенности субъектной регуляции отдельных членов группы, проявляясь во взаимодействии, влияют на организацию совместной деятельности группы. Это исследование открывает, по сути, новое направление в социальной психологии – исследование типологии субъектной регуляции в межличностных отношениях.

Особую практическую значимость представляли исследования личностно-типологических особенностей субъектнойрегуляции в учебной деятельности. Со всей уверенностью можно говорить о том, что результаты, полученные в этих исследованиях, позволяют педагогу, даже не имеющему серьезной психологической подготовки, грамотно строить и реализовывать индивидуальный подход к учащимся (всех видов и форм обучения).

Исследованиями было показано, что с феноменом «автономности» непосредственно связаны не только академическая успеваемость, но и процессы педагогического общения. Учет личностно-типологических особенностей субъектнойрегуляции уже нашел свое практическое применение в исследованиях педагогической деятельности (Реан, Коломинский, 1999).

Весьма показательными, в отношении доказательства реальности анализируемого феномена, являются исследования личностно-типологических особенностей субъектнойрегуляции, проведенные на специфических выборках и ситуациях.

В частности, изучалось проявление феномена «автономности» в выборках наркозависимых индивидов (Прыгин, 2001, 2002), больных различными формами неврозов (Прыгина, 2003) и шизофренией (Прыгин, Прыгина, 2005). Результаты этих исследований позволили установить интересный факт: во всех указанных выборках преобладающим являлся «зависимый» тип субъектной регуляции, а количество «автономных» индивидов было минимально. Например, в выборках наркозависимых индивидов соотношение указанных регуляторных типов было (соответственно) примерно 2:1, а в выборках больных неврозами и шизофренией индивиды с «автономным» типом субъектной регуляции практически отсутствовали. Справедливости ради, следует отметить, что среди указанных больных присутствовали индивиды со «смешанным» типом регуляции, однако тоже в минимальном количестве.

В завершении можно сослаться еще на ряд исследований, проведенных нами, и служащих подтверждением того, что «автономность» является новым, самостоятельным психологическим феноменом. В изучении связи личностно-типологических особенностей субъектной регуляции с «экстраверсией» как конституциональным фактором (2000), с когнитивными стилями «полезависимости-поленезависимости» (2003), «рефлексивностью – импульсивностью» Дж. Когана и феноменом «Локуса контроля» (неопубликованные данные, 2005) – не было обнаружено высоко значимых связей.

В завершении еще раз перечислим коротко основные результаты, полученные в исследованиях феномена «автономности»:

1. На основе принципов системного анализа и субъектно-деятельностного подхода к исследованию психической регуляции деятельности сформулированы концептуальные положения о личностно – типологических особенностях субъектной регуляции деятельности. Теоретически обосновано, что в системе субъектной регуляции, отображаются наиболее существенные структурные характеристики, определяющие целостность личности, это придает характеру выполнения деятельности, а, следовательно, и самой субъектной регуляции, личностную «окраску», превращая ее именно в субъектную, т.е. индивидуально характерную.

2. При оценке эффективности субъектной регуляции, необходимо учитывать два критерия: субъективный критерий, при котором полученный результат деятельности сравнивается с принятыми «субъективными критериями успешности» и объективный, предполагающий сравнение полученного результата с объективными (часто социально заданными) критериями успешности. Доказано, что наибольшей эффективностью обладает такая субъектная регуляция, при которой полученный субъектом в процессе деятельности искомый результат соответствует и субъективному критерию успешности и внешним (социально установленным) критериям успешности.

3. Доказано, что в основе проявления феномена «автономности-зависимости» лежит, с одной стороны, уровень сформированности симптомокомп­лексакачеств личности, как субъекта деятельности, а с другой стороны, определенные типологические особенно­сти функционирования системы субъектной регуляции.

4. Установлено, что система субъектнойрегуляции: «автономных» субъектов характеризуется целостностью, оптимальной согласованностью отдельных функциональных компонентов, что определяет высокую эффективность деятельности данных лиц; «смешанных» субъектов – в зависимости от ситуаций и обстоятельств может содержать в себе признаки субъектнойрегуляции присущие крайним типам; «зависимых» субъектов – лишена целостности, что определяет низкую эффективность их деятельности.

5.Доказано, что для «автономных» субъектов характерен рациональный тип информационного обмена со средой (общая рациональная самоорганизация), для «зависимых» – иррациональный тип (иррациональная самоорганизация), для «смешанных» индивидов – синтетический тип (как сочетание рационального и иррационального).

6. С развитием произвольности в поведении старших дошкольников проявляются личностно-типологические особенности субъектной регуляции в виде феномена «автономности-зависимости».

7. Типы субъектнойрегуляции проявляются в особенностях структурных характеристиксамосознания личности, ее ментального опыта и в протекании психических процессов, а именно: по сравнению с «зависимыми», субъекты с «автономным» и «смешанным» типом субъектнойрегуляции обладают более высоким уровнем развития рефлексии; унихболее адекватная самооценка по свойствам личности, релевантных симптомокомплексу качеств личности, определяющих «эффективную самостоятельность»; они обладают наибольшей степенью уверенности в собственной самооценке. В структуре самоотношения «автономных» субъектов, в отличие от «зависимых», представлены такие структурообразующие составляющие, как: регуляция, сила и глобальное самоотношение.

Имеются значимые различия между группами «автономных» и «зависимых» субъектов в протекании высших психических процессов (памяти, внимании, мышления). В частности, «автономные» субъекты обладают более высоким уровнем избирательностии произвольностивнимания, кроме того, результаты опосредованного запоминания у данной группы выше. Субъекты с «автономным» типом субъектнойрегуляции имеют большую лабильность мышления, нежели «зависимые».

Личностно-типологические особенности субъектной регуляции деятельности связаны с особенностями организации ментального опыта личности, в частности, субъекты «автономного» типа обладают более высокой сформированностью индивидуальных понятийных структур и характеризуются более открытой познавательной позицией по сравнению с «зависимыми».

8. Наиболее эффективными в решении групповых задач являются малые группы, состоящие из участников с «автономным» и «смешанным» типом субъектнойрегуляции; наименее эффективными – группы, состоящие из участников с «зависимым» типом субъектнойрегуляции.

9. Использование в практике клинических психологов психоневрологических и наркологических диспансеров основных теоретических положений личностно-типологических особенностей субъектной регуляции деятельности и разработанного диагностического инструментария позволяет более адекватно анализировать психологический статус больного.

10. Разработанный, комплекс диагностических методик, позволяет выявлять типы субъектнойрегуляции во всех возрастных периодах, начиная с 5 лет. Это дает возможность практическим работникам (психологам, педагогам, воспитателям, менеджерам по персоналу и др.) использовать его для достижения своих профессиональных целей (например, выявлять психические особенности развития, осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию, проводить отбор и рациональную расстановку кадров и пр.).

Таким образом, вся совокупность приведенных в исследовании данных показывает, что субъектная регуляция пронизывает все уровни психической активности. Она выступает как системно-интегративный процесс, формирующийся в онтогенезе субъекта, и является, если не собственно регуляторной функцией психики, то, по крайней мере, одним из ее важнейших атрибутов.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни: (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида).–М.: Мысль, 1977.

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.–М.: Наука, 1980.

Абульханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского.–М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. –С. 270–374.

Абульханова-Славская К.А.Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические философские, социокультурные аспекты. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.–С. 36–52.

Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой.–М.: ПЕР СЭ, 2002.–С. 34–50.

Акопов Г.В. Сознание и его определение в психологии // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион», декабрь.– 2002.–С. 7–18.

Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми.–СПб.: Экономическая школа, 1993.

Алексеев М.А., Залкинд М.С., Кушнарев В.М. Решение человеком задачи выбора при вероятностном подкреплении двигательных реакций // Биологические аспекты кибернетики.–М., 1962.–С. 198–203.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.–Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.–Т. 2.–М.: Педагогика, 1980.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева.–М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ.; Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.–Кн. 1, 2.–М.: Педагогика, 1982.

Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии.–1979.–№ 6.–С. 26–38.

Андреева Г.М. , Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека.–М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.–С. 6–20.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.–М., 1968.

Анохин П.К. Теория функциональной системы. Успехи физиологических наук.–1970.–Т. 1.–№ 1.–С. 26–27.

Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы.–М.: Наука, 1978.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.–М.: ЮНИТИ, 1999.

Анцыферова Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран // Теоретические проблемы психологии личности.–М., 1974.–С. 274–318.

Acеeв В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.–М.: Мысль, 1976.

Асмолов А.Г. Деятельность и установка.–М., 1979.

Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии.–1983.–№ 3.–С. 112–122.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.–М., 1984.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.–М.: Смысл, 2001.

Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия.–М.; Воронеж, 2000.

Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологии: оригинальная версия // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 2. Общая и социальная психология, психология личности и психофизиология, экономическая, организационная и политическая психология: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28–29 января 2002.–С. 9–19.

Бернштейн Н.А. О построении движений.–М.: Медгиз, 1947.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.–М., 1966.

Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.–М.: Физкультура и спорт, 1991.

Берталанфи Л. Общая теория системы: Критический обзор // Исследования по общей теории систем: Ежегодник.–М., 1969.

Блок В. Уровни бодрствования и внимание // Экспериментальная психология.–М., 1970.–С. 97–146.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.–М.: Наука, 1978.

Бодалев А.А. О формировании требовательности к себе у школьников: Учен. зап. ЛГУ.–1955.–Вып. 8: Психология.–С. 130–150.

Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Изв. АПН РСФСР.–1951.–Вып. 36.–С. 29–104.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.–М.: Просвещение, 1968.

Божович Л.И,. Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения // Вопросы психологии.–1976.–№ 4.–С. 55–68.

Бочаров М.К. О понятии «информация» и «знак» // НТИ.–1967.–
№ 2.–С. 5–8.

Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика.–Новосибирск: Наука, 1977.

Брунер Дж. Психология познания.–М.: Прогресс, 1977.

Брушлинский А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности.–М., 1974.–С. 83–122.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал.–1991.–№ 6.–С. 3–11.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.–М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО МОДЕК, 1996.

Брушлинский А.В. Целостность объекта – основание для системности всех его качеств // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского.–М.: ИП РАН, 1997.–С. 559–570.

Бударный А.А. Пути и методы предупреждения неуспеваемости и второгодничества: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.–М., 1965.

Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология.– Ростов-на-Дону, 2000.

Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / Пер. с нем. / Ахим Бююль, Петер Цёфель.–СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002.

Валлон А. От действия к мысли.–М.: ИЛ, 1956.

Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3.–СПб.: Изд-во ЛГУ, 1981.

Веккер Л.М., Психика и реальность: Единая теория психических процессов.–М: Смысл, 1998.

Вербицкий А.А. Влияние состояния ожидания на скорость приема и переработки информации человеком // Новые исслед. в психологии.–1973.–
№ 1.–С. 69–71.

Винер Н. Кибернетика и общество.–М.: Наука, 1968.

Вовчик-Блакитна М.В. Некоторые индивидуально-психологические особенности хорошо успевающих студентов // Советская педагогика.–1972.–№ 2.–С. 85–94.

Волков А.М., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция.–М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников.–М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной.–М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина.–М.: Педагогика, 1983.

Ганзен В.А. Системные описания в психологии.–Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

Гельмонт А.М., Ривес С.М. Предупреждение неуспеваемости в школе.–Л.: Учпедгиз, 1940.

Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.–М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.

Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидации психологиче­ских тестов // Вопросы психологии.–1978.–№ 5.–С. 108–118.

Гласс Дж., Стенли Ж. Статистические методы в педагогике и психологии.–М.: Прогресс, 1979.

Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Проблемы методологических оснований анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях // Психологический журнал.–1995.–№ 4.–С. 11–24.

Гришина Н.В. Психология конфликта.–СПб.: Питер, 2000.

Гусев А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии.–М.: УМК «Психология», 2000.

Гусев А.Н. Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум.–2-е изд.–М.: Смысл, 1998.

Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности.–М.: Изд-во Моск. ун-та. УМК «Психология», 2004.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования.–М.: Педагогика, 1986.

Демин М.В. Проблемы теории личности.–М.: Изд-во МГУ, 1979.

Джеймс В. Научные основы психологии.–СПб., 1902.

Дикая Л.Г. Принцип полисистемности: реализация в исследованиях психической саморегуляции в триаде «деятельность-личность-состояние» // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 1. Общая психология, психология труда и инженерная психология: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28–29 января 2002.–С. 124–157.

Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход).–М.: ИП РАН, 2003.

Донцов А.И. Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал.–1980.–Т. 1. № 6.–С. 119–133.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы.–Минск: Изд-во БГУ, 1978.

Дункер К. Психология (продуктивного) творческого мышления // Психология мышления.–М., 1965.

Егорова M.С. Проблема зависимости-независимости от поля и возможность ее исследования в генетике поведения // Вопросы психологии.–1981.–№ 4.–С. 161–168.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.–СПб.: Питер, 2000.

Жур В.П. Учись играть в теннис.–Минск: Беларусь, 1978.

Журавлев А.Л. Принципы системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Принцип системности в психологических исследованиях.–М., 1990.–С. 114–131.

Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика.–М.: Наука, 1977.

Запорожец А.В. Развитие произвольных движений.–М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1: Психическое развитие ребенка.–М.: Педагогика, 1986.

Захарова И.М. Структурно-функциональные и информационные особенности типологии осознанной саморегуляции деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук.–Ярославль, 2005.

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.–М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал.–1985.–№ 3.–С. 47–55.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.–М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Иващенко Ф.И. Развитие уверенности в своих силах у слабо успевающих школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.–М., 1961.

Каймакчи Г.В. Активизация внимания учащихся (при обучении математике и физике): Автореф. дис. ... канд. пед. наук.–М., 1961.

Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла.–СПб.: Речь, 2001.

Карпов А.В. О метасистемном подходе в психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. /Под ред. В.В. Новикова (гл. ред.), И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова.–Ярославль: МАПН, 2004.–С. 153–174.

Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций.–М.; Ярославль: Ремдер, 2003.

Кириллова О.Г. Механизмы саморегуляции у подростков с аддиктивным поведением (в процессе приобщения к употреблению токсических веществ): Автореф. дисс. … канд. психол. наук.–Казань, 1999.

Китаев Н.Н. Групповые экспертные оценки.–М.: Знание, 1975.

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Под ред. И.В. Равич-Щербо.–М.: Педагогика, 1987.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов / Под ред. Л.Ф. Бурлачука.–М.: Пан Лтд, 1994.

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.–Казань: Изд-во Казан. ут-та, 1969.

Ковач Д. Проблема психической регуляции поведения // Психологический журнал.–Т. 1.–1980.–№ 3.–С. 47–57.

Козелецкий Ю. Психологическая теория решений.–М.: Прогресс, 1979.

Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники.–М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

Комплексный словарь русского языка. / Под ред. А.Н. Тихонова.–М. 2000.

Коноз Е.М. Индивидуально-типические особенности саморегуляции при экстраверсии и нейротизме: Дисс. ... канд. психол. наук.–М., 2000.

Конопкин О.А. Произвольное регулирование деятельности по приему информации в условиях альтернативного выбора // Проблемы инженерной психологии.–Вып. 4.–Л., 1966.–С. 18–34.

Конопкин О.А., Жуйков Ю.С. О способности человека оценивать вероятностные характеристики альтернативных стимулов // Психологические вопросы регуляции деятельности.–М., 1973.–С. 154–197.

Конопкин О.А., Нерсесян Л.С., Лазарева B.C. Моделирование психологической структуры деятельности оператора в целях оценки его профессиональной надежности // Всесоюз. науч. сессии, посвящ. Дню радио: Тез. докл.–М., 1973.–С. 9–10.

Конопкин О.А., Степанский В.И. Обратная связь и критерий успеха как факторы саморегуляции скорости реагирования // Всесоюз. науч. сессии, посвящ. Дню радио: Тез. докл.–М., 1973.–С. 12–13.

Конопкин О.А. О психологическом аспекте самопрограммирования трудовой деятельности // Соотношение биологического и социального в человеке.–М., 1975.–С. 221–237.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.–М.: Наука, 1980.

Конопкин О.А., Прыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии.–1984.–№ 3.–С. 42–52.

Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека: (Структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии.–1995.–№ 1.–С. 5–12.

Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии.–2004.–№ 2.–С. 128–135.

Конопкин О.А. Теоретико-эмпирические исследования: структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология: Журнал Высшей школы экономики.–2005.–
Т. 2.–№ 1.–С. 27–42.

Конфликтология: Хрестоматия / Составитель Н.И. Леонов.–М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

Kocсoв Б.Б. Проблемы психологии восприятия.–М.: Высшая школа, 1971.

Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.–М., 1991.

Круглова Н.Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности // Психол. журн.–1994.–Т. 15.–№ 2.–С. 66–73.

Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал.–1982.–№ 3.–С. 3–14.

Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода (продолжение) // Психологический журнал.–1982.–№ 4.–С. 3–13.

Ланге О. Целое и развитие в свете кибернетики // Исследования по общей теории систем: Ежегодник.–М., 1969.

Ларионов А.В. Наркомания: Мифы. Смысл. Причины. Терапия.–Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.

Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии.–1967.–№ 6.–С. 21–35.

Левитов Н.Д. Психология характера.–М., 1969.

Леньков С.Л. Субъектно-информационный подход к психологическим исследованиям деятельности: Монография.–Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002.

Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем.–Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

Леонов Н.И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте.–Ижевск, 2002.

Леонтьев А.А. Психология общения.–М., 1997.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.–М.: Политиздат, 1975.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.–4-е изд.–М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций.–2-е изд., перераб.–М.: Смысл, 2000.

Лисина М.И. О некоторых условиях превращения непроизвольных реакций в произвольные // Доклады АПН РСФСР.–1957.–№ 1.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (руководство для врачей).–2-е изд., доп. и перераб.–Л.: Медицина, 1985.

Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии.–1975.–№ 2.–С. 31–45.

Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал.–1981.–Т. 2.–№ 5.–С. 3–22.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.–М.: Наука, 1984.

Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности.–М.: Наука, 1980.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.–3-е изд.–М.: Академический проспект, 2000.

Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии.–1957.–№ 6.

Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка.–М., 1965.

Мазилов В.А. Методология психологической науки.–Ярославль: МАПН, 2003.

Математическая статистика.–М.: Высшая школа, 1981.

Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопросы психологии.–1994.–№ 3.–С. 144–149.

Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология.–1975.–Вып. 5.–С. 196–282.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов.–М.: Просвещение, 1985.

Наши рекомендации