Э. Толмен КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА

Основная часть этой статьи посвящена описанию экспери­ментов с крысами. В заключение я попытаюсь также в несколь­ких словах определить значение данных, полученных на кры­сах, для понимания поведения человека. Большинство исследо­ваний на крысах, о которых я сообщу, было выполнено в лабо­ратории в Беркли. Но иногда я буду также включать описания поведения крыс, которые были выполнены вне этой лаборато­рии. Кроме того, в сообщении о наших экспериментах в Беркли я буду вынужден опустить очень многое. Те эксперименты, о которых я буду говорить, были выполнены студентами (или ас­пирантами), которые, вероятно, пришли к некоторым из своих идей от меня. И лишь некоторые, хотя их очень мало, были вы­полнены мною самим. Представим схему двух типичных лабиринтов: лабиринта с коридорами (рис. 4) и приподнятого над землей лабиринта (рис. 5). В типичном эксперименте голодная крыса помещается у входа в лабиринт (одного из этих типов), она блуждает по различным его участкам, заходит в тупики, пока, наконец, не придет к кормушке и будет есть. Один опыт (опять в типичном эксперименте) повторяется через каждые 24 ч, животное имеет тенденцию делать все меньше и меньше ошибок (ими являют­ся заходы в тупик) и тратить все меньше и меньше времени от старта до цели до тех пор, пока, наконец, оно совсем не захо­дит в тупики и пробегает весь путь от старта до цели за не­сколько секунд. Результаты обычно представляются в виде кри­вой с изображением заходов в тупики или времени от старта до финиша для группы крыс.

33 Я должен отметить, что К.оффка (The Growth of the Mind. 2d ed. rev. N. Y., 1928) и Мэд (A behavioristic account of the significant symbol // //J. Philos. 1922. V. 19. P. 157—'163) предлагают термин «conduct» для обо­значения того же самого, что мы обозначаем здесь как behavior qua behavior, т. е. поведение как молярный феномен.

Все исследователи соглашаются с фактами. Они расходятся, однако, в теории и в объяснении этих фактов.

1. Во-первых, существует школа зоопсихологов, которые считают, что поведение крыс в лабиринте сводится к обра­зованию простых связей меж­ду стимулом и реакцией. Научение, согласно этой школе, состоит в .упрочении одних свя­зей и в ослаблении других. В соответствии со схемой «стимул-реакция» крыса в процессе обучения в лабиринте беспомощно отвечает на ряд внешних стимулов: свет, звук, запах, прикосновение и т. п., оставляющих следы в ее органах чувств, плюс ряд внутренних стимулов, приходящих от висцеральной системы и от скелетных мускулов. Эти внешние и внутренниереакции — ходьбу, бег, повороты, возвращения, принюхивания и т. п. Согласно этой точке зрения центральную нервную систему крысы можно сравнить с работой телефонной станции. Сюда попадают сигналы от органов чувств и отсюда исходят команды к мускулам. До того как произойдет научение в ка­ком-то определенном лабиринте, с помощью соединяющих пе­реключателей (т. е. синапсов на языке физиолога) цепь замы­кается различными путями и в результате появляются иссле­довательские ответы на реакции, характерные для первона­чальных проб. Научение, по этой теории, состоит в относитель­ном усилении одних и ослаблении других связей; те связи, ко­торые приводят животное к верному результату, становятся от­носительно более открытыми для прохождения нервных им­пульсов, и, наоборот, те, которые ведут его в тупики, постепен­но блокируются.

В дополнение нужно отметить, однако, что эта школа, объ­ясняющая поведение по схеме «стимул-реакция», подразделя­ется в свою очередь на две подгруппы исследователей. Первая подгруппа утверждает, что простая механика, имеющая место-при пробежке по лабиринту, состоит в том, что решающим сти­мулом от лабиринта становится стимул, наиболее часто совпадающий с правильным ответом, по сравнению со стимулом, ко­торый связан с неправильным ответом.

Э. Толмен КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА - student2.ru

Следовательно, именно вследствие этой большей частоты нервные связи между решаю­щим стимулом и правильным ответом будут иметь тенденцию, как считают, упрочиваться за счет ослабления неправильных связей.

Э. Толмен КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА - student2.ru

Рис. 5. Схема лабиринтов, приподнятых над землей (по Гонзику, 1936)

Вторая подгруппа исследователей внутри этой школы утверждает, что причина, почему соответствующие связи упро­чиваются по сравнению с другими, состоит в том, что вслед за ответами, которые являются результатом правильных связей, -следует редукция потребности. Таким образом, голодная крыса в лабиринте имеет тенденцию стремиться к получению пищи, и ее голод ослабляется скорее в результате верных ответов, а не в результате заходов в тупики. И такая непосредственно сле­дующая редукция потребности или, пользуясь другим терми­ном, такое «положительное подкрепление» имеет тенденцию к упрочению связей, которые непосредственно ему предшествова­ли (рис. 6). Таким образом, складывается впечатление (хотя представители этой группы са­ми не утверждают этого), буд­то бы в организме есть какая-то часть, воспринимающая состояние удовлетворения и со­общающая крысе обратно в мозг: «Поддерживай эту связь, она хорошая; вникни в нее, чтобы снова использовать ее в последующем, когда появится тот же самый стимул. Если за реакцией следует «неприятное раздражение», «отрицательное подкрепление», тогда та же 'самая часть крысы, воспринимав­шая в свое время состояние удовлетворения, теперь в ответ на неприятное раздражение будет сообщать в мозг: «Разрушь эту связь и не смей использовать ее в последующем».

Э. Толмен КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА - student2.ru

Рис. 6. Кривая ошибок для группы из 36 крыс (по Гонзику, 1930)

Это кратко все, что касается существа двух вариантов шко­лы «стимул — реакция».

2. Давайте вернемся теперь ко второй из упомянутых школ. Эта группа исследователей (я также принадлежу к ней) может быть названа теоретиками поля. Наша позиция сводится к сле­дующему. В процессе научения в мозгу крысы образуется неч­то, подобное карте поля окружающей обстановки. Мы согласны с другими школами в том, что крыса в процессе пробежки по лабиринту подвергается воздействию стимулов и в конце кон­цов в результате этого воздействия появляются ее ответные ре­акции. Однако вмешивающиеся мозговые процессы являются более сложными, более структурными и часто, говоря прагма­тическим языком, более независимыми (autonomous), чем об этом говорят психологи, придерживающиеся теории «стимул —-реакция». Признавая, что крыса бомбардируется стимулом, мы утверждаем, что ее нервная система удивительно избиратель­на по отношению к каждому из этих стимулов.

Во-вторых, мы утверждаем, что сама центральная инстан­ция гораздо более похожа на пульт управления, чем на уста­ревшую телефонную станцию. Поступающие стимулы не связы­ваются с ответными реакциями с помощью простого переклю­чателя по принципу «один к одному». Скорее, поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей ин­станции в особую структуру, которую можно было бы назвать когнитивной картой окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии по­ведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, оконча­тельно определяет, какие именно ответные реакции, если вооб­ще они имеются, будет в конечном счете осуществлять живот­ное.

Наконец, я считал бы, что валено исследовать, почему эти карты бывают относительно узкими, охватывающими какой-то небольшой кусок ситуации, или относительно широкими, охва­тывающими большое поле. Как узкие, так и широкие карты могут быть правильными или неправильными в том смысле, на­сколько успешно они направляют животное к цели. Различия между такими узкими и широкими картами могут проявиться только в том случае, если позднее крысе будут предъявлены не­которые изменения в условиях данной окружающей обстанов­ки. Тогда более узкая исходная карта, включающая относитель­но небольшой участок, окажется непригодной применительно к новой проблеме; наоборот, более широкая карта будет служить более адекватным средством по отношению к новой структуре условий. В узкой карте данное положение животного связано только с относительно простым и только одним участком отно­сительно расположения цели. В широкой карте представлен об­ширный спектр окружающих условий, так что, если изменится положение животного при старте или будут введены изменения в отдельные маршруты, эта широкая карта позволит животному действовать относительно правильно и выбрать адекватный но­вый маршрут.

Теперь вернемся к экспериментам. Эксперименты, о которых я сообщаю в докладе, особенно важны для укрепления теоре­тической позиции, которую я предлагаю. Эта позиция основы­вается на двух допущениях:

1) научение состоит не в образовании связей типа «сти­мул— реакция», а в образовании в нервной системе установок, которые действуют подобно когнитивным картам;

2) такие когнитивные карты можно охарактеризовать как варьирующие между узкими и более широкими.

Эксперименты распадаются на 5 главных типов: 1) латент­ное научение, 2) викарные (замещающие) пробы и ошибки или VTE (Vicarious triel and error), 3) эксперименты на поиски сти­мула, 4) эксперименты с гипотезами, 5) эксперименты на про­странственную ориентацию.

Наши рекомендации