III. Закрепление материала.
I. Вступительная часть
Организационный момент -Приветствие. Проверка списочного состава класса.
Проверка домашнего задания – зарисовка в своих тетрадях и изучение знаков отличия воинских званий.
Основная часть
- объявление темы и цели занятия.
- объяснение нового материалапо вышеуказанной теме с использованием презентации.
1.
Одна из наиболее важных разновидностей человеческой деятельности - воинская деятельность.
Цели ее изложены в Федеральном законе «Об обороне».
К ним отнесены:
- отражение агрессии, направленной против нашей страны,
- вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации
- и выполнение задач в соответствии с международными договорами.
Воинская деятельность признана приоритетной перед другими формами деятельности, так как она имеет особенности, о которых мы уже говорили в главе 1 этого раздела.
Современная воинская деятельность многообразна.
Условно ее можно подразделить на 3 основных вида:
боевую, учебно-боевую и повседневную деятельность.
- Боевая деятельность — это основной вид воинской деятельности, осуществляемой в ходе боевых действий.
Боевые действия – это организованные действия по достижению определенных целей в бою. Основные виды боевых действий — наступление и оборона.
В современных условиях боевые действия отличаются высокой маневренностью, решительностью, скоротечностью, резкими изменениями обстановки и широким применением различных видов оружия и боевой техники.
- Учебно-боевая деятельность – это деятельность, осуществляемая в целях обеспечения успешной боевой деятельности и состоящая из системы мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих и подготовке подразделений и частей для совместных боевых действий.
В ее процессе с военнослужащими проводят занятия и тренировки по различным предметам обучения, боевые стрельбы, а также учения — наиболее эффективную форму полевой, морской и воздушной выучки личного состава.
- Повседневная деятельность - охватывает практически все остальные стороны жизни военнослужащих.
В каждой воинской части ее осуществляют в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Они регламентируют эту деятельность в целях поддержания в подразделениях и частях внутреннего порядка и дисциплины, обеспечивающих высокую боевую готовность, учебу военнослужащих, организованное выполнение других задач и сохранение здоровья личного состава.
Выполнение своих обязанностей в повседневной деятельности помогает воинам выдерживать тяжелые испытания в боевой обстановке.
Воинская деятельность предъявляет к военнослужащим высокие требования по уровню профессиональной подготовки, образования, состояния здоровья, физической подготовки и психологической устойчивости.
2.
В каждом виде Вооруженных Сил и роде войск эта деятельность имеет свои особенности, которыми определяются профессионально важные качества военнослужащих (табл. 8, стр.205-206).
Вид Вооруженных Сил или род войск | Профессионально важные качества воина |
Ракетные войска | • Правильное и твердое понимание основ процессов, протекающих в ракетных системах; • внимание, быстрота, четкость, точность и аккуратность; • способность успешно переносить длительные статические напряжения при малоподвижных позах; • отличное знание штатной техники |
Военно-Воздушные Силы | • Внимание, быстрота реакции и действий, хорошая пространственная ориентировка; • эмоциональная и высотная устойчивость; • способность успешно переносить перегрузки; • хорошая тренированность сердечнососудистой системы |
Военно-Морской Флот | • Поддержание высокой работоспособности в длительных походах; • умение снять нервную напряженность; • устойчивость к действию неблагоприятных факторов: перегревания, охлаждения, температурных перепадов, изменения состава воздушной среды, качки и непогоды; • быстрое восстановление физической работоспособности; • умение сноровисто действовать в борьбе за живучесть корабля |
Воздушно-десантные войска | • Отличная всесторонняя физическая подготовка; • смелость, дерзость и решительность при действиях в тылу врага; • отличное владение различными видами вооружения и техники; • сообразительность, инициатива и находчивость; • воля, самообладание и выдержка |
Мотострелковые войска | • Хорошее знание оружия и техники; • выносливость и быстрота; • тренированность в преодолении препятствий, плавании и совершении марш-бросков; • навыки в метании гранат и выполнении приемов нападения и самозащиты |
Танковые войска | • Хорошая двигательная память; • ловкость и силовая выносливость; • навыки в действиях под водой; • устойчивость к укачиванию |
Наземная артиллерия | • Точность и быстрота зрительного восприятия; • хороший глазомер; • силовая и скоростная выносливость; • навыки в поднимании и переноске тяжестей |
Главные общие требования, предъявляемые воинской деятельностью к каждому военнослужащему, — высокий уровень боевого мастерства, дисциплинированности и психологической подготовки.
Боевое мастерство – это профессиональная подготовленность воина, которая обеспечит наиболее эффективное применение оружия и техники, а также использование условий боевой обстановки для достижения превосходства над противником.
Дисциплинированность воина - уважительное отношение к законам государства и нравственным нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. Высшее выражение дисциплинированности — готовность к самопожертвованию в бою.
Психологическая подготовка - комплекс мер по выработке у воинов высокой боевой активности и формирование у них таких черт характера, как мужество, смелость, храбрость и самоотверженность.
3.
Большое значение для успешной воинской деятельности имеют психические и морально-этические качества призывников.
Эти качества образуют структуру личности гражданина и присущи всем людям.
Основные из этих свойств — направленность личности, характер, способности и темперамент.
Направленность личности проявляется в идейных убеждениях, нравственных принципах и мировоззренческих взглядах на те или иные проблемы. Это свойство характеризует человека в отношении того, к чему он стремится и что ценит. Основное требование к направленности личности воина — соответствие его нравственного развития, жизненных целей, личных решений, убеждений и устремлений интересам нашего общества и задачам повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.
Под характером понимают совокупность черт, составляющих индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Основные черты характера, требующиеся для успешной военной деятельности, представлены на схеме 31 (стр. 208 учебника):
Требования к характеру личности военнослужащего:
Следующее свойство личности — способности, позволяющие быстро овладеть той или иной специальностью. Развитие соответствующих способностей в военном деле позволяет призванному в ряды Вооруженных Сил в короткий срок приобрести нужные для службы знания, умения и навыки. Способности определяют по таким показателям, как уровень развития мышления, памяти, наблюдательности и воображения, чувствительность органов зрения, слуха и осязания, приспособленность к производству точных движений и т. д.
Темперамент тесно связан с характером человека и его способностями.
Он отражает особенности протекания психических процессов и состояний.
Основные компоненты темперамента: общая активность, двигательные проявления и эмоциональность.
Различают четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Каждый из них проявляется по-разному, но любой может найти применение в каком-либо соответствующем ему виде воинской деятельности.
В своем темпераменте человеку трудно что-либо изменить, однако можно сделать более содержательными его положительные стороны и несколько сгладить отрицательные.
Воинская деятельность имеет ярко выраженный коллективный характер. Элементами коллектива являются люди, занимающие различное положение и выполняющие определенные обязанности. Поэтому важное место в психологии воинского коллектива занимают межличностные отношения, которые отражают позицию воина к каждому из своих товарищей. Эти отношения связывают всех военнослужащих коллектива и имеют большое значение для их психологической совместимости. Совместимость членов коллектива формируется на основе воспитания у воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным с ними действиям. Важная роль в воспитании членов коллектива в духе товарищества, доверия, взаимовыручки и взаимопомощи принадлежит командиру. Согласно уставу, он обязан воспитывать подчиненных, заботиться о сплочении коллектива и укреплении дружбы между воинами.
В заключение отметим, что воинская деятельность — это сложное во многих отношениях явление. Она общественно необходима и востребована и занимает в любом государстве важнейшее место.
III. Закрепление материала.
1. На какие виды можно условно подразделить воинскую деятельность?
2. Что понимают под боевой деятельностью?
3. С какой целью осуществляют учебно-боевую деятельность?
4. Какими документами регламентирована повседневная деятельность военнослужащих?
5. Что называют боевым мастерством?
6. В чем заключается дисциплинированность воина?
7. Что такое направленность личности?
8. Что понимают под характером личности?
9. По каким показателям определяют способности личности?
10. Какие типы темпераментов личности вы знаете?
IV. Итог урока.
Выслушивание задаваемых учащимися вопросов по теме урока и предоставление ответов на них.
V. Домашнее задание:
1. Прочитать в учебнике параграф 3.3, стр. 203 - 209
2. Устно ответить на вопросы №№1-10 на стр.210
3. Конспект урока по теме в тетради.