Мнения медицинских работников
Опрос 25 экспертов-врачей ставил целью определить стратегии реагирования института здравоохранения на процесс наркотизации. В результате исследования сформулированы следующие положения.
1. В качестве основного субъекта антинаркотических практик должны выступать институты образования. За медицинскими учреждениями сохраняются функции выявления групп риска, оказания медицинской помощи нуждающимся, разработки более совершенных методов лечения.
2. Совершенствование стратегии собственно медицинского реагирования предусматривает:
• изменение отношения самих медиков к проблеме путем повышения их информи
рованности;
• развитие законодательной базы, соответствующей потребностям реабилитацион
ного процесса и эффективно регулирующей соотношение «принудительность/добро
вольность» в лечебной практике;
• подготовку высококвалифицированных кадров и усиление роли профессиональных ассоциаций;
• дальнейшее развитие и совершенствование реабилитационного звена антинаркотической практики, а именно — создание в регионе полноценной территориальной системы помощи, включающей в себя все необходимые специализированные звенья: неотложную помощь, поэтапную реабилитационную работу — не только медицинскую, но и социальную реабилитацию, специализированные структуры для различных контингентов;
• формирование системы обеспечения здравоохранения и поддержка методов, применяемых влечении наркозависимости, с учетом критерия «результат—затраты»;
Мнения молодежи
• развитие вариативности рынка антинаркотических услуг при условии контроля их качества.
3. Повышение эффективности антинаркотических практик обусловливает необходимость формирования системы социальных учреждений и программ, способствующих адаптации пациентов после прохождения курса лечения и реабилитации, восстановлению утраченного ими социального статуса, что требует активного привлечения штата немедицинских работников; развития гражданских инициатив в этой области (например, путем осуществления грантовой поддержки); ориентации социальных программ на профессиональное обучение и трудоустройство больных наркоманией.
4. Следует сместить акценты в профилактической работе на семью и детей раннего возраста.
5. Необходимо совершенствовать цели и средства пропаганды антинаркотических
практик. Очевидно, приоритетна тотальная по месту, времени и способам проведения,
адресная по сути система пропаганды здорового образа жизни, запрета первой пробы.
При этом целесообразно создать систему предупреждающей (шоковой) пропаганды, к
которой могут быть привлечены те, кто избавляется от наркозависимости (например,
члены общества «Анонимные наркоманы»).
Мнения молодежи
Точки зрения учащихся относительно форм и способов профилактики наркотизации молодежи и их эффективности изучались в процессе исследования 2 фокус-групп и анонимного опроса 678 человек. Обобщенны результаты представлены в следующих положениях:
1. Профилактические меры должны быть рассчитаны на определенные, конкретные группы молодежи (адресность профилактики).
2. Необходимо изучать приоритеты и ценности представителей различных групп молодежи.
3. Студенты довольно критично оценивают эффективность антинаркотической работы в молодежной среде, указывая при этом на отсутствие системности в ее проведении.
4. В качестве серьезной проблемы, связанной с профилактикой наркотизации молодежи, студентами обозначена неразвитость инфраструктуры отдыха (особенно в малых городах и районных центрах).
5. В ходе исследования определены основные взгляды школьников, учащихся профтехучилищ, техникумов и студентов вузов на организацию профилактики наркомании.
Таблица 20
Мнения учащихся относительно эффективности мероприятий по профилактике наркотизации молодежи (в % от общего числа опрошенных)
Мероприятия | Учащиеся | Учащиеся | Учащиеся | Студенты |
школ | ПТУ | техникумов | вузов | |
Лекции, беседы | 19,6 | 34,3 | 21,4 | 16,5 |
Раздача брошюр, буклетов | 7,1 | 3,1 | 9,5 | 4,8 |
Демонстрация фильмов | 40,2 | 40,6 | 52,3 | 44,7 |
Выступления медицинских | ||||
работников | 16,6 | 15,6 | 15,4 | 9,6 |
730 Стратегии и основные направления организации работы по профилактике наркотизации
Тренинги «Равный обучает равного» | 20,9 | 9,3 | 20,2 | 31.4 |
Тренинги для наркозависимых | 7.5 | 9,3 | 7,1 | 15,3 |
Концерты, рок-фестивали | 16,3 | 12,5 | 21,4 | 13.7 |
Телепрограммы | 17,3 | 21,8 | 23,8 | 15.3 |
Создание общественных организаций по профилактике наркотизации | 20,5 | 3,1 | 16,6 | 17,3 |
Создание «телефонов доверия», центров психологической поддержки молодежи | 36,2 | 31,2 | 32,1 | 41.1 |
Открытие дворовых клубов для занятий по интересам | 32,0 | 18.7 | 36,9 | 39,5 |
Затруднились дать ответ | 10,1 | 18,7 | 4,7 | 5,2 |
Молодежь практически единодушно считает наиболее эффективным средством профилактики наркотизации демонстрацию фильмов, рассказывающих о последствиях употребления наркотических средств. В качестве эффективных методов профилактики респонденты называют также создание «телефонов доверия», центров психологической поддержки молодежи (в которых нуждается каждое учебное заведение), открытие дворовых клубов для занятий по интересам, секций, залов для занятий спортом. Большие надежды значительное число учащихся возлагают на такие формы профилактики наркозависимости, как тренинги «Равный обучает равного».