Территориальное общественное самоуправление

Составляя отдельный уровень системы местного самоуправления (рис.7) территориальное общественное самоуправление (ТОС) в свою очередь является системой, которая служит существенным резервом развития муниципального управления.

Система территориального общественного самоуправления

Система ТОС – это совокупность организационных форм ТОС, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения.
           
С участием непосредственно населения:        
         
ü собрания /конференции/; ü сходы; ü выборы органов ТОС; ü референдумы, опросы; ü правотворческая инициатива; ü обращения; ü обсуждения; ü различные общественные инициативы        
         
  органы ТОС:    
       
  представительные: собрания /конференции/, сходы; исполнительно-распорядительные: советы, комитеты; ü микрорайонов; ü жилых комплексов; ü кварталов, улиц, дворов; ü многоквартирных домов; ü поселков, слобод, деревень; председатель, староста, управляющий (исполнительный директор); контрольно-ревизионные    
    ассоциации органов ТОС
     
    ü на части МО ü в пределах МО ü межмуниципальные ü региональные ü межрегиональные ü общероссийская

ТОС в системе местного самоуправления

Выгоды от территориального общественного самоуправления

Для субъекта федерации:

1. Развиваются и укрепляются важнейшие элементы гражданского общества.

2. Повышается активность населения.

3. Упрощаются и активизируются избирательные и другие процессы.

4. Выявляются и используются внутренние резервы территории.

5. Для решения местных проблем мобилизуются собственные ресурсы территории и привлекаются дополнительные.

6. Повышается управляемость территорией, т.к. выстраивается вертикаль исполнительной власти доходящая до конкретного жителя.

7. Происходит объективный учет общественного мнения по различным вопросам.

Для муниципального образования:

1. Появляется первичный (базовый) элемент местного самоуправления.

2. Местные проблемы решаются самими жителями.

3. Эффективно используются бюджетные средства.

4. Появляется прозрачность в расходовании бюджетных и иных средств.

5. Повышается уровень и качество жизни населения.

6. Появляется активный и квалифицированный резерв кадров муниципальной службы.

7. У муниципальных органов появляется возможность решать значимые (для муниципального образования) вопросы.

8. Происходит контроль за деятельностью среднего звена администрации со стороны главы и со стороны населения.

9. Упрощается связь руководителей муниципального образования с населением.

10. Осуществляется четкий контроль использования ресурсов муниципального образования.

Для населения самоуправляющейся территории:

1. Решаются проблемы каждого конкретного жителя.

2. Улучшаются условия жизни на территории.

3. Привлекаются дополнительные средства для решения существующих проблем.

4. Самореализуется активная часть сообщества.

5. Активнее и полнее учитываются и реализуются их права и интересы.

6. Становиться реально давать наказы и контролировать деятельность депутатов от территории всех уровней власти.

Полномочия органов ТОС

Органы ТОС имеют право:

- свободно распространять информацию о своей деятельности,
- участвовать в заседаниях органов местного самоуправления,
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления,
- представлять и защищать права и законные интересы жителей,
- выступать с инициативами по вопросам местного значения,
- разрабатывать и представлять органам местного самоуправления планы социально-экономического развития своей территории,
- представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам совместной компетенции.

Органы ТОС обязаны:

-соблюдать законодательство,
-обеспечивать гласность об использовании средств и имущества,
-периодически отчитываться о своей работе,
- информировать органы местного самоуправления о проводимых мероприятиях.


Компетенция органа ТОС определяется собственным Уставом, а также договорными обязательствами и полномочиями, делегированными органами местного самоуправления. К функциям ТОС относятся основные направления деятельности:

ü обеспечение участия жителей территории в решении вопросов местного значения;

ü управление собственностью и финансовыми средствами ТОС;

ü участие в обеспечении охраны общественного порядка;

ü участие в обеспечении комплексного развития собственной территории – защита интересов и прав ТОС;

ü участие в обеспечении удовлетворения потребностей жителей в услугах.

Органы ТОС могут организовывать свою деятельность по следующим направлениям:

ü охрана окружающей среды и правопорядка;

ü сохранение и эксплуатация жилого, нежилого фондов и объектов социальной сферы,

ü воспитание детей и молодежи, организация досуга населения;

ü благотворительность и движение милосердия;

ü защита прав потребителей;

ü проведение опросов населения и обсуждение различных вопросов;

ü контроль деятельности ЖКХ.

Уставом может устанавливаться сфера совместной деятельности органов ТОС и местного самоуправления, а также перечень вопросов, которые не могут быть решены без согласования с органами ТОС. Органы ТОС могут быть юридическими лицами, осуществлять экономическую деятельность, иметь и самостоятельно использовать финансовые ресурсы, которые образуются за счет доходов от экономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований и других поступлений.

Права юридического лица открывают следующие возможности для органов ТОС в реализации собственных инициатив:

ü создавать предприятия и организации для осуществления хозяйственной деятельности по социально-экономическому развитию своей территории, удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах;

ü учреждать общественные объединения, некоммерческие организации, клубы по интересам, центры досуга, другие учреждения и организации для удовлетворения социально-культурных потребностей населения;

ü выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, строительству, эксплуатации и ремонту жилого и нежилого фондов, объектов социально-бытовой сферы с использованием как средств местного бюджета, так и собственных финансовых средств;

ü сдавать в аренду помещения, здания, сооружения, находящиеся в управлении или собственности;

ü использовать имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы для развития социально сферы;

ü кооперировать на добровольной основе средства физических и юридических лиц для финансирования целевых социальных программ, создавать фонды местной инициативы;

ü участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;

ü определять собственные штаты и порядок их оплаты;

ü осуществлять иную, не запрещенную законом деятельность, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей своего населения.

Наши рекомендации