Территориальное общественное самоуправление
Составляя отдельный уровень системы местного самоуправления (рис.7) территориальное общественное самоуправление (ТОС) в свою очередь является системой, которая служит существенным резервом развития муниципального управления.
Система территориального общественного самоуправления
Система ТОС – это совокупность организационных форм ТОС, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения. | |||||
С участием непосредственно населения: | |||||
ü собрания /конференции/; ü сходы; ü выборы органов ТОС; ü референдумы, опросы; ü правотворческая инициатива; ü обращения; ü обсуждения; ü различные общественные инициативы | |||||
органы ТОС: | |||||
представительные: собрания /конференции/, сходы; исполнительно-распорядительные: советы, комитеты; ü микрорайонов; ü жилых комплексов; ü кварталов, улиц, дворов; ü многоквартирных домов; ü поселков, слобод, деревень; председатель, староста, управляющий (исполнительный директор); контрольно-ревизионные | |||||
ассоциации органов ТОС | |||||
ü на части МО ü в пределах МО ü межмуниципальные ü региональные ü межрегиональные ü общероссийская |
ТОС в системе местного самоуправления
Выгоды от территориального общественного самоуправления
Для субъекта федерации:
1. Развиваются и укрепляются важнейшие элементы гражданского общества.
2. Повышается активность населения.
3. Упрощаются и активизируются избирательные и другие процессы.
4. Выявляются и используются внутренние резервы территории.
5. Для решения местных проблем мобилизуются собственные ресурсы территории и привлекаются дополнительные.
6. Повышается управляемость территорией, т.к. выстраивается вертикаль исполнительной власти доходящая до конкретного жителя.
7. Происходит объективный учет общественного мнения по различным вопросам.
Для муниципального образования:
1. Появляется первичный (базовый) элемент местного самоуправления.
2. Местные проблемы решаются самими жителями.
3. Эффективно используются бюджетные средства.
4. Появляется прозрачность в расходовании бюджетных и иных средств.
5. Повышается уровень и качество жизни населения.
6. Появляется активный и квалифицированный резерв кадров муниципальной службы.
7. У муниципальных органов появляется возможность решать значимые (для муниципального образования) вопросы.
8. Происходит контроль за деятельностью среднего звена администрации со стороны главы и со стороны населения.
9. Упрощается связь руководителей муниципального образования с населением.
10. Осуществляется четкий контроль использования ресурсов муниципального образования.
Для населения самоуправляющейся территории:
1. Решаются проблемы каждого конкретного жителя.
2. Улучшаются условия жизни на территории.
3. Привлекаются дополнительные средства для решения существующих проблем.
4. Самореализуется активная часть сообщества.
5. Активнее и полнее учитываются и реализуются их права и интересы.
6. Становиться реально давать наказы и контролировать деятельность депутатов от территории всех уровней власти.
Полномочия органов ТОС
Органы ТОС имеют право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности, |
- участвовать в заседаниях органов местного самоуправления, |
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления, |
- представлять и защищать права и законные интересы жителей, |
- выступать с инициативами по вопросам местного значения, |
- разрабатывать и представлять органам местного самоуправления планы социально-экономического развития своей территории, |
- представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам совместной компетенции. |
Органы ТОС обязаны:
-соблюдать законодательство, |
-обеспечивать гласность об использовании средств и имущества, |
-периодически отчитываться о своей работе, |
- информировать органы местного самоуправления о проводимых мероприятиях. |
Компетенция органа ТОС определяется собственным Уставом, а также договорными обязательствами и полномочиями, делегированными органами местного самоуправления. К функциям ТОС относятся основные направления деятельности:
ü обеспечение участия жителей территории в решении вопросов местного значения;
ü управление собственностью и финансовыми средствами ТОС;
ü участие в обеспечении охраны общественного порядка;
ü участие в обеспечении комплексного развития собственной территории – защита интересов и прав ТОС;
ü участие в обеспечении удовлетворения потребностей жителей в услугах.
Органы ТОС могут организовывать свою деятельность по следующим направлениям:
ü охрана окружающей среды и правопорядка;
ü сохранение и эксплуатация жилого, нежилого фондов и объектов социальной сферы,
ü воспитание детей и молодежи, организация досуга населения;
ü благотворительность и движение милосердия;
ü защита прав потребителей;
ü проведение опросов населения и обсуждение различных вопросов;
ü контроль деятельности ЖКХ.
Уставом может устанавливаться сфера совместной деятельности органов ТОС и местного самоуправления, а также перечень вопросов, которые не могут быть решены без согласования с органами ТОС. Органы ТОС могут быть юридическими лицами, осуществлять экономическую деятельность, иметь и самостоятельно использовать финансовые ресурсы, которые образуются за счет доходов от экономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований и других поступлений.
Права юридического лица открывают следующие возможности для органов ТОС в реализации собственных инициатив:
ü создавать предприятия и организации для осуществления хозяйственной деятельности по социально-экономическому развитию своей территории, удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах;
ü учреждать общественные объединения, некоммерческие организации, клубы по интересам, центры досуга, другие учреждения и организации для удовлетворения социально-культурных потребностей населения;
ü выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, строительству, эксплуатации и ремонту жилого и нежилого фондов, объектов социально-бытовой сферы с использованием как средств местного бюджета, так и собственных финансовых средств;
ü сдавать в аренду помещения, здания, сооружения, находящиеся в управлении или собственности;
ü использовать имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы для развития социально сферы;
ü кооперировать на добровольной основе средства физических и юридических лиц для финансирования целевых социальных программ, создавать фонды местной инициативы;
ü участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;
ü определять собственные штаты и порядок их оплаты;
ü осуществлять иную, не запрещенную законом деятельность, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей своего населения.