Организация адаптации к внешней среде
Четвертый уровень завершает систему базальной аффективной организации. Осваивая новый тип аффективного восприятия мира, он даёт возможность осуществлять наиболее активные, сложно структурированные формы адаптации. Если первый уровень позволяет нам пластично вписываться в динамику среды, второй - приспосабливается к ее стабильным параметрам, третий организует наше активное существование в мире, неопределенном и изменчивом, то четвертый уровень активно и произвольно преломляет все и формы нашей индивидуальной адаптации в соответствии с эмоциональными оценками других людей. Его характерной чертой становится, таким образом, опосредованность индивидуальной аффективна жизни сопереживанием другому, т. е. произвольность в отношениях миром.
Исходно витальной адаптационной задачей, которую обслужил этот уровень, является непосредственная координация взаимодействия людей в важнейшие моменты их общей жизни: в совместном выживании; в создании семьи, выхаживании и воспитании детей. Далее он развивается как инструмент организации жизни индивида в сообществе.
Адаптационный смысл четвертого уровня определяется тем, способность к сопереживанию открывает нам путь к использованию в индивидуальной адаптации аффективного опыта других людей. К. Лоренц (1994) пишет о том, что накопление опыта и его передача другим в ходе обучения приобретают все большее значение с развитием вида, именно ценность опыта стимулирует, по его мнению, само развитие социальной жизни.
В то же время опосредованность переживания ставит нас в зависимость от сообщества. Мы платим за возможность использовать опыт других людей, подчиняя индивидуальную аффективную жизнь их эмоциональному контролю. Приспособительный смысл этого уровня заключается, таким образом, и в обретении индивидом общего опыта, культуры навыков жизни, защиты и экспансии, и в получении социумом возможности контроля над индивидуальной активностью субъекта.
Потребность в эмоциональном сопереживании, как известно, появляется уже в младенчестве, и ее удовлетворение витально важно. Недостаток эмоционального контакта, даже при удовлетворительном физическом уходе, вызывает серьезные нарушения психического развития младенца, известные как синдром госпитализма (Bowlby J., 1969). Сходные трудности испытывают и воспитанные в изоляции гуси (Лоренц К., 1994), обезьяны (Harlow W., 1959), которые в дальнейшем проявляют дефицитарность в организации взаимодействия с сородичами, в реализации программ брачного поведения, выращивания детей.
Известно, что в эмоциональном взаимодействии с матерью закладываются все основные формы аффективной организации нашего поведения. В общих аффективных стереотипах развиваются индивидуальные привычки, первые навыки, формы экспансии, обследования среды. Особая значимость для ребенка социальных стимулов создает условия для произвольной организации его внимания, что, как известно, имеет ключевое значение для развития специфически человеческих форм психики, открывает путь развитию высших психических функций, присвоению общечеловеческих культурных ценностей (Л. С. Выготский).
Новый шаг в усложнении отношений с миром определен, так же как и предыдущие шаги, дальнейшим развитием структуры переживания и, соответственно, организации психического поля субъекта, введением нового параметра аффективного переживания. Как уже говорилось, на этом уровне оценки интенсивности воздействия среды, ее качества, активности субъекта начинают модулироваться переживанием другого человека. Характеристика "хорошо-плохо" активно изменяет наши индивидуальные переживания "опасно-безопасно", "хочу-не хочу", "могу-не могу" предыдущих уровней. Поэтому оценка "так хорошо", "так надо", "так должно" позволяет нам воспринять как полезное горькое, отвратительно пахнущее лекарство, принять необходимость болезненной и опасной операции, изнури-1 тельного труда. И, наоборот, этот уровень сенсибилизирует нас к избеганию, отвержению даже желанных для нас, но "плохих", "стыдных", с точки зрения других людей, впечатлений и действий.
Так, с помощью нового параметра аффективной оценки четвертый уровень выводит нас за пределы ситуации, ограниченной субъективной аффективной целью. Если первый уровень аффективной организации поведения отвечает за сам момент инициации активности - определяет ее допустимость и субъективную дистанцию в контакте со средой, второй - избирательно выделяет субъективно значимую аффективную цель, третий - поддерживает активность субъекта в процессе преодоления препятствий на пути к цели, то четвертый оценивает возможные последствия достижения цели с точки зрения других людей (определенной их собственным и общим аффективным опытом). Таким образом, он может стимулировать, облегчать или налагать запрет на нашу активность, произвольно модулировать ее формы.