Монография 6 Онтологический, феноменологический и Деятельностный аспекты анализа смысловой реальности.

Смысл существует в трёх плоскостях:

1)Плоскость объективных отношений между субъектом и миром.Объекты, явления, события, действия--- обладают жизненным смыслом (т.к они не безразличны для человека)Жизненный смысл- это характеристика места и роли объектов в жизни субъекта.

ИТОГО:

Жизненный смысл + отражающаяся в нём динамика жизненных отношений = ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СМЫСЛОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

2)Образ мира (его компонентом является личностный смысл) в сознании субъекта.Личностный смысл- форма познания субъектом ЕГО жизненных смыслов, их представление в ЕГО сознании.Т.е человек подчёркивает и выделяет значимое. (это происходит благодаря внутренней деятельности осмысления.)

ИТОГО:

Личностный смысл + отражающаяся в нём субъективный образа реальности = ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СМЫСЛА

3)Психологический субстрат смысла- неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности.

Смысловая структура личности- является системой, обеспечивающей регуляцию жизнедеятельности.

ИТОГО:

Смысловые структуры + Отражающаяся в них динамика жизнедеятельности =ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ СМЫСЛА

Монография 7

Смысловая сфера личности — это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Личность в своей основе представляет собой целостную систему смысловой регуляции жизнедеятельности, реализующую через отдельные смысловые структуры и процессы и их системы логику жизненной необходимости во всех проявлениях человека как субъекта жизнедеятельности.Понятие это введено Братусем в 1981 г. смысловые образования, как и личностные смыслы, порождаются не единичными изолированными отношениями, а целой разветвленной системой подобных отношений. В результате единица анализа личности предстает как сложная, многомерная смысловая структура.

Б.С.Братусь выделяет в смысловой сфере личности ряд качественно своеобразных уровней. Низший, нулевой уровень — это прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Следующий, первый уровень — эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством, престижностью и т.п. Второй уровень — группоцентрический; на нем смысловое отношение к действительности определяется референтной малой группой, близким окружением человека. Третий уровень — просоциальный; он включает в себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственную смысловую ориентации.Позже к этим уровням был добавлен еще один — уровень, на котором смысловое отношение вытекает из ощущения связи с Богом..

Смысловые структуры личности

Понятие смысловых структур выступает как обобщающее родовое понятие для описываемых ниже специфических элементов структурной организации смысловой сферы личности. В наиболее общем определении смысловые структуры являются превращенными формами жизненных отношений субъекта

1. Существенным вкладом С Братуся в рассматриваемую нами проблематику является выделение им двух функций смысловых образований — функции создания эскиза будущего (похоже на конструкты) и функции нравственной оценки действий (нравственной!).

Воплощением идеи многомерной системной организации смысловых образований стало введенное 2. А.Г.Асмоловым (1983; 1984) вводится понятие динамической смысловой системы. Оно является воплощением выдвинутой Л.С.Выготским идеи единства аффекта и интеллекта. Динамическая смысловая система характеризуется не только производностью от деятельности субъекта и от занимаемой им позиции (личный опыт, мнение), но обладает и собственным внутренним движением, своей динамикой, определяемой сложными иерархическими отношениями между составляющими динамической смысловой системы — личностными смыслами, смысловыми установками и др.

6 видов смысловых структур: личностный смысл в узком значении термина, понимаемый как составляющая сознания, смысловой конструкт, смысловую установку, смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность.

Например, объективное место и роль денег в жизни человека (их жизненный, смысл) может проявляться в экспериментальных эффектах субъективной переоценки физических размеров монет(личностный смысл), в забывании долгов (смысловая установка), в готовности взяться за тяжелую и нудную, но хорошо оплачиваемую работу (мотив), в преувеличенно бережном обращении с дорогими вещами (смысловая диспозиция), в выборе знакомств или супруга по признаку материальной обеспеченности (смысловой конструкт), в жизненной ориентации на достижение материального благополучия, богатства (личностная ценность). Каждая из этих психологических структур является специфической превращенной формой одного и того же жизненного смысла. По сути, смысловые структуры личности представляют собой точки взаимопроникновения двух плоскостей или измерений человеческой жизни — психического и личностного.

Монография 8

Смысл — сущность любого феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности

Значение — ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения.

1. Смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью. Сама значимость объектов, явлений и состояний, порождающих психологические фе-номены, относящиеся к классу «значащих переживаний», является не априорной, как это явно или скрыто постулируется во многих западных теориях, но определяется объективным местом и ролью этих объектов, явлений и состояний в жизнедеятельности данного конкретного субъекта. Уникальность системы отношений с действительностью любого индивида обусловливает уникальность системы его смысловых образований.

2.Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности. Конкретизация этого положения требует специального рассмотрения природы и сущности потребностей и мотивов, что будет сделано в последующих главах. Здесь

же нам важно отметить, что потребности и мотивы являются как бы связующим звеном между личностью и объективной действительностью.

3.Смысл обладает действенностью. Он характеризует не только особенности понимания, осознания и концептуализации субъектом действительности, но и выполняет функции регуляции практической деятельности.

4.Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему. Между частями этого целого возможны конфликтные отношения, но тем не менее все они «сообщаются» друг с другом через ведущие смысловые структуры, образующие ядро личности. Подробно этот тезис, как и следующий, будет рассмотрен в последующих главах.

5.Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуются реальные жизненные отношения субъекта. Это положение является общим для исследования смысла с позиций деятельностного подхода; вместе с тем, оно нуждается в существенном уточнении. Введенное Ф.Е.Василюком (1984) понятие переживания как внутренней деятельности позволяет распространить этот тезис на процессы, не связанные с внешне наблюдаемой предметно-преобразовательной активностью.

Таким образом, мы видим, что в рамках единого подхода на общем методологическом и теоретическом фундаменте были разработаны достаточно дифференцированные представления о смысловой сфере личности. Вместе с тем, как уже было упомянуто, разрабатывавшие эту проблематику авторы остановились перед задачей интеграции разработанных ими представлений в единую общетеоретическую модель. В результате перед нами оказывается достаточно пестрая и противоречивая картина. Чтобы свести все эти относительно независимые друг от друга, хоть и выросшие из единого корня представления в единую систему, необходимо прежде всего попытаться содержательно понять специфическую природу и онтологию смысловой реальности как реальности особого рода. Этой характеристике посвящена следующая глава.

В литературе предлагается различать «большую» и «малую» динамику смысловых образований. «Под "большой динамикой" развития смысловых образований понимаются процессы рождения и изменения смысловых образований личности в ходе жизни человека, в ходе смены различных видов деятельности. «Под "малой" динамикой развития смысловых образований понимаются процессы порождения и трансформации смысловых образований в ходе движения той или иной особенной деятельности».

Тут же смыслообразование (первое), как подключение новых объектов в цепь уже существующих, участвующих в образовании смысла для человека. В отличие от других видов динамики смысловых процессов, Смыслообразование характеризуется тем, что здесь не происходит содержательная трансформация смыслов (лишь добавляется какой-то предмет/явление к имеющейся структуре). Примером является хорошо известный феномен «сдвига мотива на цель», предпосылкой которого является приобретение целью смыслового содержания, дос-1аточного для того, чтобы она могла самостоятельно инициировать деятельность, становясь тем самым мотивом. Таким образом, здесь мы имеем дело с трансформацией и самих смысловых структур — их ростом, развитием и переходом в новое качество, питаемым процессами смыслообразования.

Вторая разновидность динамики смысловых процессов порождается направленной на них работой осознания. Как то самоанализ.

Третьей, завершающей формой отраженной субъектности выступает претворенный субъект. Здесь происходит уже полное слияние и взаимопроникновение смысловой перспективы Я и Другого. То есть рассматривается смыслообразоание в совместной деятельности. Присутствие Другого во мне уже невозможно обнаружить рефлексивным путем; это присутствие нашло свое завершенное выражение в изменении моей личности (изменить себя, в какой-то мере).

Наши рекомендации