Теория «атрибуции возбуждения» С. Шехтера и Дж. Сингера
По мнению С. Шехтера, эмоции — это результат взаимодействия двух компонентов:
1) неспецифического — физиологического возбуждения (ак
тивация (arousal));
2) специфического — интерпретации человеком причин свое
го возбуждения в контексте целостной ситуации, в которой оно
появилось (атрибуция).
С. Шехтером было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, а не его знак и модальность. В соответствии с его теорией какое-то событие или ситуация вызывает у человека физиологическое возбуждение, и у него возникает необходимость оценить причины этого возбуждения. Тип или качество эмоции, переживаемой человеком, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как человек оценивает ситуацию. Поэтому одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться и как радость, и как гнев в зависимости от трактовки ситуации (рис. 83).
Физиологическое возбуждение | Когнитивная оценка | Эмоция | ||
Рис. 83. Схема возникновения эмоций (по С. Шехтеру)
Одна из первых попыток экспериментальной проверки теории С. Шехтера состояла в формировании эмоциональных реакций посредством воздействия на физиологическое возбуждение и интерпретацию ситуации. Одной группе испытуемых вводили адреналин, вызывающий возбуждение, другой - плацебо. Каждая из групп была разбита на три подгруппы:
• одним испытуемым давали истинную информацию овоз
действии препарата;
• другим — ложную;
• третьим ничего не рассказывали о возможном влиянии
препарата.
После введения препарата все ложно информированные испытуемые, часть испытуемых, располагавших точной информацией, и часть испытуемых, не располагавших никакой информацией, попадали в общество человека, демонстрировавшего
эйфорическое поведение; остальные же испытуемые оказывались в обществе человека, который изображал ярость. Авторы предполагали, что лица, не получившие правильного объяснения своих физиологических симптомов, будут испытывать влияние ситуации в большей степени, чем те, кто знает истинную причину симптомов, ибо если под влиянием адреналина у них возникает состояние возбуждения и они оценят ситуацию как веселую (или, напротив, раздражающую), то симптомы возбуждения будут отнесены к ситуации и они в большей степени будут вовлечены в нее. Те же, кто будет отдавать себе отчет в том, что причиной симптомов является инъекция, будут менее чувствительны к влиянию ситуации. Они будут иначе истолковывать данную ситуацию, а поэтому испытывать другие эмоции. Ожидалось также, что менее чувствительными будут лица, которым вводили плацебо (вследствие более низкого уровня возбуждения). Результаты эксперимента в общем подтвердили исходные предположения: дезинформированные испытуемые и испытуемые, не получившие никакой информации, были склонны имитировать настроение и поведение актера, как эйфорическое, так и гневное. Испытуемые, которые располагали точной информацией о действии адреналина, были менее подвержены постороннему влиянию (С. Шехтер, Дж. Сингер).
Однако дальнейшая проверка теории во многих случаях не подтверждала ее. Например, приписывание причины эмоционального состояния нейтральному фактору не во всех случаях приводило к снижению интенсивности переживания. Отрицательные результаты были получены на лицах с высокой личностной тревожностью или находящихся в состоянии стресса. В другом исследовании было показано, что неразъясненное, гипнотически внушенное возбуждение вызывает у человека желание интерпретировать свое внутреннее состояние негативно (К. Маслач). X. Левенталь и А. Томаркен показали, что феномен приписывания возникает только в новых условиях и при среднем уровне негативных эффектов.
Одним из основных недостатков теории С. Шехтера, по мнению Я. Рейковского, является то, что она не объясняет, как возникает физиологическое возбуждение в естественных условиях. Кроме того, не совсем корректным является и использование просто общего понятия «физиологическое возбуждение», так как при разных эмоциях это возбуждение может приобретать различные формы.
Познавательная теория эмоций Арнольд—Лазаруса. У М. Арнольд в качестве детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция возникает как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки (рис. 84). До того как эмоция возникнет, объект должен быть воспринят и оценен. В ответ на оценку объекта, так или иначе влияющего на воспринимающего человека, возникает эмоция как нерациональное принятие или отвержение.
Восприятие | Оценка | Эмоция | ||
Рис. 84. Схема возникновения эмоций (по М. Арнольд)
Таким образом, эмоция всегда следует за оценкой и, как отмечала М. Арнольд, «сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это «нечто» опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу». М. Арнольд считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что ему нечто угрожает, он сразу чувствует: оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция.
Интуитивная оценка объекта понимается автором как «чувственное суждение» (в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения») и характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью. Кроме того, интуитивная оценка и эмоциональный отклик проявляют тенденцию к постоянству (объект или ситуация, определенным образом оцененные и эмоционально отреагированные, начинают каждый раз вызывать такие же оценки и эмоции) и генерализации (переносятся на весь класс объектов).
В своей концепции Р. Лазарус также придерживается идеи когнитивной детерминации эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса о детерминирующих оценку условиях. Кроме того, Р. Лазарус не согласен с тем, что оценка признается М. Арнольд чувственной по характеру.
По мнению Р. Лазаруса, каждая эмоция является комплексным ответом, состоящим из трех различных компонентов:
1) первый компонент — сигнальные переменные или сти-
мульные свойства;
2) второй компонент — оценочный, определяемый как фун
кция мозговых процессов, с помощью которых человек оцени
вает стимульную ситуацию;
3) третий компонент — когнитивные, экспрессивные и инс
трументальные типы ответов (рис. 85).
Реактивный компонент |
Оценочный компонент |
Сигнальный, стимульный компонент
Рис. 85. Схема возникновения эмоций (по Р. Лазарусу)
Когнитивные реакции трактуются как психологическая защита. Экспрессивные реакции представляют собой мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, не преследующее определенной цели. Инструментальные реакции могут быть трех категорий:
1) символы — сигнализируют о наличии некоторого аффекта
или маскируют нежелательный аффект;
2) средства — сложные целенаправленные инструменталь
ные действия, такие, как агрессия или бегство;
3) обычаи — культурно обусловленные средства, такие, как
траур или способы ухаживания.
Таким образом, в концепции Р. Лазаруса два положения являются главными:
1) каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содер
жания, есть функция особого рода познания или оценки;
2) эмоциональный ответ представляет собой некий синд
ром, включающий три основные группы симптомов:
• субъективные переживания;
• физиологические сдвиги;
• моторные реакции.
По мнению Р. Лазаруса, можно выделить два основных типа оценки ситуации:
1) угрожающая; ,
2) благоприятствующая.
Оценка ситуации вызывает тенденцию к выполнению соответствующих приспособительных действий (именно тенденцию, поскольку эти действия не всегда осуществляются). В принципе,
приспособительные действия могут осуществляться на основе исключительно познавательных механизмов, без участия эмоциональных процессов. Эмоции возникают лишь при некоторых дополнительных обстоятельствах. Так, отрицательные эмоции появляются тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опасную, но не располагает готовыми и достаточно надежными, на его взгляд, способами ее разрешения, т. е. когда эти способы еще только должны быть найдены и существует некоторая неуверенность в отношении такой возможности.
Центральным в концепции Р. Лазаруса является понятие «угроза», понимаемое как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т. е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к действию в связи с наличием угрозы и ее устранением отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций.
Кроме того, автор отмечает, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные (свойства личности): одна и та же ситуация вызывает у различных людей разную оценку и как следствие — разную эмоциональную реакцию. Много внимания уделяется и приспособительным к угрозе реакциям.
Теория «когнитивного диссонанса» Л. Фестингера. Как уже отмечалось, предшественником этой теории был Дж. Дьюи, который полагал, что эмоция возникает лишь тогда, когда осуществляется инстинктивное действие или появляется препятствие на пути реализации произвольных форм поведения. В этой ситуации, стремясь адаптироваться к новым условиям жизни, человек и испытывает эмоцию. Иными словами, психологически эмоция — это адаптивная реакция, а органические изменения являются проявлением этой борьбы за адаптацию.
Позднее согласно разработанной Л. Фестингером теории когнитивного диссонанса, когда между ожидаемой и действительной информацией имеется расхождение {когнитивный диссонанс) возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводят к появлению положительных эмоций. Однако существуют данные, свидетельствующие о том, что в ряде случаев и диссонанс может вызывать положительные эмоции.
По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных эмоций необходим некоторый «оптимум расхождения» между установками и сигналами (новизна, необычность, несоответствие) (рис. 86). Если сигнал не отличается от предшествовавших, то он оценивается как неинтересный; если же он отличается слишком сильно, то кажется опасным, неприятным, раздражающим и т. п.
S О
Скука |
Паника
Степень расхождения
Положительную эмоцию вызывает уменьшение расхождения |
Положительную эмоцию
вызывает увеличение
расхождения
Рис. 86. Расхождение (между установками и сигналами) и знак эмоции
«Я-теория» эмоций К. Роджерса.Центральным понятием этой теории является понятие Я-концепции (обобщенное представление человека о самом себе). Чем глубже восприятие и познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, с его самостью, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции. Угроза Я-концепции вызывает у человека страх. Когда же Я-концепция подтверждается и одобряется, у него появляются положительные эмоции.
В целом основным недостатком когнитивных теорий является то, что они не учитывают наличие возникающих безусловно-рефлекторных эмоций. Как отмечает Е.П. Ильин, некоторые эмоциональные реакции не требуют участия коры головного мозга и процессов осознанной переработки информации. Так, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощущений, протекают без участия когнитивных процессов: мы сначала ощущаем, переживаем ощущение и только потом узнаем и понимаем то, что мы переживаем.