Форма проведения государственного экзамена
Экзамен проводится в устной форме и предполагает ответы выпускников на теоретические вопросы и решение практических задач, моделирующих конкретные ситуации будущей профессиональной деятельности.
Экзаменационный билет включает три вопроса из разных областей психологической науки и практики: общей психологии, психологии развития, клинической психологии и др.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Оценка уровня профессиональной подготовки психологов строится на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Высшего Профессионального Образования (ФГОС-03)
Ответы выпускников на государственном экзамене оцениваются комиссией, исходя из следующих критериев:
-уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности психолога в соответствии с квалификационной характеристикой;
-уровень усвоения теоретического материала, предусмотренного программами учебных дисциплин, позволяющий решать профессиональные задачи на практике;
- полнота ответов, их обоснованность и аргументированность;
- уровень информационной и коммуникативной культуры.
«Отлично» - высокий уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности психолога в целом и в конкретной области;
высокий уровень владения теоретическим материалом, предусмотренным программами учебных дисциплин, позволяющий решить все практические задачи экзаменационного билета. Ответ отличается обоснованностью и полнотой, логичностью, самостоятельностью суждений, владением информационной и коммуникативной культурой.
«Хорошо» - достаточный уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности психолога в целом и в конкретной области.
Выпускник владеет теоретическим материалом, предусмотренным программами учебных дисциплин, позволяющим решить все практические задачи. Ответ обоснован, последователен, аргументирован, однако допускаются некоторые незначительные неточности. Выпускник владеет информационной и коммуникативной культурой.
«Удовлетворительно» - средний уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности психолога в целом и в конкретной области.
Выпускник владеет основами теоретических знаний, предусмотренных программами учебных дисциплин, позволяющих схематично представить решение практических задач; допускаются существенные неточности, не всегда прослеживается связь между практическим решением задания и его теоретическим обоснованием. Ответ отличается недостаточной полнотой, логичностью. Выпускник владеет основами информационной и коммуникативной культуры.
«Неудовлетворительно» - недостаточный уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности психолога в целом и в конкретной области; демонстрирует серьезные пробелы в теоретических знаниях, предусмотренных программами учебных дисциплин, не позволяющих решить практические задания. Ответ характеризуется фрагментарностью, непоследовательностью изложения, отсутствием аргументации. Демонстрирует недостаточный уровень информационной и коммуникативной культуры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.
Понятие методологии. Три уровня методологии – философский, общенаучный, конкретно-научный. Концепция «инвариантности» М.Г.Ярошевского. Методологическое «ядро» психологической науки: категории, принципы, проблемы. Понятие категории. Общенаучные категории в психологии – отражение, деятельность, личность, общение. Их краткая характеристика. Примеры конкретно – научных категорий в психологии – мотив, образ, переживание. Понятие принципа. Общенаучные принципы в психологии – детерминизма, системности, развития, их определение. Примеры конкретно-научных принципов в психологии
(А.Г.Асмолов). Понятие проблемы. Примеры проблемы-категории – проблема предмета, проблема метода, проблема сознания. Примеры проблемы-соотношения – психофизическая проблема, проблема социального и биологического.
Проблема предмета в психологии. Различные представления о предмете психологии на рубеже 19-20 вв. Исторический подход к пониманию предмета в психологии. Античная психология, психология сознания, период «открытого кризиса», новейшая психология. Ассоциативная психология (Т.Браун, Ф.Гербарт). Позитивизм (Г.Фехнер, В.Вундт, Эбингауз). Структурализм (Э.Титченер, О.Кюльпе). Функционализм (У.Джемс, Д.Дьюи). Бихевиоризм (Э.Торндайк, д,Уотсон, Э.Толмен, К.Халл, Б.Скинер).Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, К.Кофка, В.Келлер, К.Левин, Ф.Перлз). Психоанализ и неофрейдизм (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм). Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс). Психология деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.).
Проблема метода в психологии.Понятие «метода» и «методики». Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, моделирование) и их использование в психологии. Подходы и критерии классификации методов психологического исследования. Основные и вспомогательные методы (Рубинштейн С.Л.) и их характеристика. Классификация Б.Г. Ананьева: организационные, эмпирические, обработки данных, интерпретационные методы.
Категория отражения. Понятие психического отражения. Отражение как базовая психологическая категория (Ломов Б.Ф).
Категория деятельности в психологии.Деятельность как общественно-историческая категория (Ломов Б.Ф.). Деятельностный подход, принцип единства сознания и деятельности (Леонтьев А.Н).
Принцип детерминизма как общенаучный принцип в психологии. Формы детерминации в психологии – мотивационная, целевая, системная, обратной связи, статистическая.
Методологические основания классической, неклассической и постнеклассической парадигмы в науке. Принцип активности и субъектности как методологическая основа неклассической психологии. Культурно-исторические предпосылки постнеклассической парадигмы как определенной картины мира, ее некоторые признаки в современной психологии – плюрализм психологических теорий, сетевая концепция знания, неопределенность как ценность, культура достоинств. Сравнительный анализ трех парадигм.
Проблема сознания в отечественной психологии. Принцип единства сознания и деятельности и его реализация в работах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Функции сознания: регулятивная, коммуникативная и когнитивная. Свойства сознания: идеальный характер, интенциональность, рефлексивность и др. Структура сознания. Чувственная ткань сознания, ее функции и особенности. Значение и личностный смысл.
Понятие бессознательного как совокупности психических процессов, обусловленных такими явлениями психики, о влиянии которых на поведение человека, он не отдает себе отчета. Место бессознательного в структуре психики человека, его свойства и функции. Основные отличия осознаваемых и неосознаваемых явлений.
Принцип системности в изучении познавательных процессов. Уровни организации познавательных процессов. Сенсорно – перцептивный уровень, уровень представлений и речемыслительный уровень (Б.Ф.Ломов). Образный и мыслительный уровни познавательных процессов (Л.М.Веккер). Формы познавательных процессов: образная и понятийная.
Основные особенности познавательных процессов: активность, предметность, субъективность, обобщенность, мультипликативность, неаддитивность. Антиципация и ее роль в структуре познавательных процессов. Интеллект как целостно функционирующая совокупность познавательных процессов.
Мышление как процесс отражения связей и отношений в обобщенной и опосредованной форме. Образная и понятийная формы мышления. Классификации мышления. Понятийное и допонятийное мышление, их особенности ( Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Л.М.Веккер).
Память и внимание, их особенности, функции, классификации. Исследования памяти и внимания в ассоциативной психологии, деятельностном подходе, когнитивной психологии и др.
Понятия «индивид» и «личность» в отечественной психологии. Индивидные свойства, их классификация. Общие особенности индивидных свойств. Функции индивидных свойств в развитии личности. Индивидные свойства как «безличная предпосылка» и как результат развития личности.
Системный подход в изучении личности, его принципы. Личность как системное сверхчувственное качество, формируемое на относительно позднем этапе фило- и онтогенеза (А.Н.Леонтьев). Деятельность как основание развития личности. Роль социальной среды в развитии личности. Активность как фактор развития личности.
Структура личности, основные подходы к ее изучению. Смысл как единица анализа личности. Смысловые образования, их виды и особенности. Закономерности развития смысловых образований. Принципы изучения и диагностики смысловых образований: принцип деятельностного опосредствования и искусственного прерывания деятельности
( А.Г.Асмолов).
Проблема развития личности в зарубежной психологии. Специфика изучения личности в различных направлениях: психоанализе ( З.Фрейд, К.Юнг, К.Хорни, А.Адлер, Э.Фромм и др), бихевиоризме ( Дж..Уотсон, Б.Скиннер), гуманистической и экзистенциальной психологии А.Маслоу, К.Р Роджерс, В.Франкл и др.
Проблема индивидуальности в отечественной психологии. Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность». Индивидуальность как эффект интеграции свойств индивида, субъекта деятельности и личности. (Б.Г.Ананьев). Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. Индивидуальность как неповторимый характер связей между нейродинамическими, психодинамическими и личностными свойствами.
Мотивация личности и основные подходы к ее изучению.
Исследование мотивации в психоанализе, гештальтпсихологии, бихевиоризме, гуманистической психологии.
Проблема мотивации в бихевиоризме. Принцип детерминизма в изучении мотивации в классическом и неклассическом бихевиоризме. Теория оперантного поведения Ф.-Б.Скиннера и развитие мотивации.
Проблема мотивации в гуманистической психологии. Стремление к самоактуализации как основной мотив развития личности (А.Маслоу, К.Роджерс). Иерархическая модель мотивации А.Маслоу.
Мотивация и волевая регуляция. Особенности волевой регуляции, ее критерии. Намеренное изменение смысла действия – основной психологический механизм волевой регуляции. Волевая регуляция и личность.
Общее представление об эмоциях. Особенности эмоций, функции, виды и закономерности. Основные направления в изучении эмоций в психологии.
Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.
Изучение эмоций в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.И. Додонов).