Реальное пространство и восприятие
Пространство предполагает упорядоченность. Поскольку нас интересует роль восприятия в определении пространства, то возникают два вопроса: можно ли говорить о восприятии хаоса? и всякая ли упорядоченность порождается восприятием? Хотя оба вопроса еще не приближают нас к решению проблемы, подумаем над ними. Воспринятый, хаос уже подвергся организации. Если он получил определение хаоса, значит попытка оказалась неудачной? По-видимому, попытка была, но не нашлось подходящей формы среди уже известных, с которой удалось бы отождествить воспринимаемое.
Восприятие предполагает спроецированность субъекта на объект.
Восприятие проецируется на внешний мир. На состояние организма. Это означает, что в восприятии есть нечто кроме внешнего мира. Но и внешний мир определяет восприятие. Но такое влияние требует интеллекта. Это уже следствие интеллекта. Сам по себе мир не может полностью определить восприятие так, чтобы оно дало адекватные внешнему миру формы. Хотя и это не очень поддается выражению. Что значит адекватность? Как можно обозначить совпадение восприятия и внешнего мира? С точностью до действия? Восприятие мира настолько соответствует миру, что стало возможным задуманное субъектом действие. Такое понимание предполагает еще более сложный процесс, включающий всего человека, а не только мысль.
Основной вопрос, который мы пытаемся рассмотреть, - можно ли говорить о пространстве помимо восприятия? Как долго можно говорить о пространстве, избегая всего, что связано с восприятием?
Не будем отказываться от размышления, говоря, что пространство есть пространство, а восприятие - восприятие, т.е. не будем проводить между ними непреодолимой границы, повторяя одно и то же. Поразмышляем над сутью каждого, стараясь продвинуться к решению вопроса. Что означает реальное пространство? Окружающее субъекта сейчас, то, где субъект присутствует, где он решает свою задачу. Пространство настоящего, происходящего на глазах субъекта. Если реальное пространство таково, то оно предполагает в себе восприятие, воспринимающего субъекта, в любом случае. Слову «пространство» мы даем определение, которое указывает на его связь с психическим. Воображаемое, представляемое, мыслимое и пр. Математики начинают рассуждения с указания на предположение о пространстве или предлагают вообразить, представить, помыслить и т.д. Можно ли говорить о пространстве помимо акта восприятия? По-видимому, можно, но это не будет разговор о реальном пространстве. Это будет разговор о пространстве, которое представляют себе участники разговора. Оно может быть воображаемым, мыслимым, представляемым.
Говоря о реальном пространстве в терминах предметов, которые входят в него, или событий, которые происходят в нем, мы постоянно апеллируем к восприятию нашего собеседника, предлагая ему проверить собственным восприятием всякое наше утверждение. Но и наши утверждения о пространстве есть выражение, интерпретация наших восприятий. Но может быть в реальном пространстве есть что-либо помимо предметов и промежутков между ними? Есть, но это уже будет характеристика не пространства, а чего-то иного. Говоря о реальном пространстве, мы в конце концов должны убедиться на практике в точности наших рассуждений. Необходим акт восприятия.
Ориентиры
О пространстве-представлении говорят, подразумевая ориентиры, необходимые для действия субъекта, систему, в которую связаны ориентиры, и само действие.
Значение ориентиров в схеме пространства огромно. Они служат субъекту. Ориентиры характеризуют пространство, делают его понятным для субъекта. Ориентиры имеют названия. По названию их можно отличать, о каждом можно говорить отдельно от остального. Через выделение ориентиров становится возможным переход от невербального, чисто пространственного представления к вербальному описанию. Ориентир предполагает задачу. Субъект может легко включить ориентир в состав орудий, если ориентир адекватен задаче. Если ориентир разработан, создан соответствующим образом. При создании ориентира должна была быть замыслена и воплощена в его форме некая его функция, соответствующая задаче субъекта. Ориентир предполагает систему операций по его использованию, это - система отсчета. Ориентиры связаны между собой. Система ориентиров - это схема. Связь между ориентирами осуществляется в движении, в действии. Действие таково, что одни ориентиры оказываются связанными, а другие - изолированными. Само движение, сам процесс связи требуют введения понятия времени. Через понятие времени мы можем увидеть, схватить, понять структуру реального пространства. Кроме того, потребуется еще ряд понятий: исполнение действия субъектом, восприятие, опознание и связывание в мысли (пространственное мышление) ориентиров, направлений, пустых промежутков и т. п.
В знакомой обстановке ориентирование идет автоматически. При усложнении условий или в незнакомой обстановке включается поисковое поведение, человек испытывает тревогу, страх. Большое значение в смене установок имеет внезапность смены обстановки. В знакомых условиях когнитивная карта работает автоматически, выдавая нужные команды в нужном месте. В незнакомой обстановке человек обращается к мысленному образу, пытается рассуждать, сопоставляя с картой свое положение на местности.
Задачу решает человек. Он знает пространство, носит в себе опыт действий в пространстве. Совершает ошибку человек. Человек надеется, боится, переживает тревогу, страх. Человек ожидает результата. Пока действие совершается, его упорядоченность, его смысл можно понять, учитывая ожидание результата, стремление к цели, уверенность в том, что ее удастся достичь. Пространственные неточности, сбои в контроле сроков - все это на совести человека. За это отвечает человек, об этом он думает (или ему думается).
В психологии человек предстает как субъект - телесный носитель психики. Причем здесь не следует сводить эту формулу к какому-то одному слову. Субъект не просто «телесный носитель», а «телесный носитель психики». В своей телесности субъект пространствен так же, как он пространствен в своих действиях. Тело живет. Как живое его нельзя понять помимо времени. Телесность субъекта не может быть выражена, зафиксирована помимо понятий пространства и времени.
Действие - форма субъектности - осуществляется в пространстве и во времени. И в этом смысле, в этой мере действие объективно. Разумеется, действие имеет еще и некую невыразимую сторону. Это чисто субъективное.
Как таковое, субъективное не является ни пространственным, ни временным. Как только психологи пытаются говорить о субъективном или фиксировать его с помощью моделей, они сразу же обращаются к пространству и времени: соотносят субъективное с некоторыми структурами или пытаются выразить в течении, в движении. Это и есть субъект. То, что остается за пределами действия.
За пределами действия - временными, до начала и после окончания, или вне канала действия - в параллельном ряду, во внутренней жизни субъекта, мы встретим либо то, что относится к действию, либо нечто совершенно иное. Поскольку действие имеет пространственный и временной характер, все, что относится к действию, должно быть соотнесено с пространственными и временными формами.
В психологии понятия «пространство» и «время» необходимы. Они легко, естественно входят в ряд основных понятий, гармонично соединяясь в базовую структуру.
Что такое это соединение? Это слитие, но такое, при котором за понятиями пространства и времени остается особый смысл. Сами понятия ассимилируются, легко принимаются психологией, но при этом они не утрачивают своей особенности. Особенность их не в том, что они принадлежат естественным наукам, физике, химии и др.
Пространство и время - фундаментальные характеристики любого процесса: в его структуре, в отнесенности к упорядоченности внешнего мира и в его течении, движении, соотносимыми с процессами во внешнем мире.
Есть ли в них место для субъекта? Для исследующего и философствующего - да. Субъект живой, телесный, носитель психики, субъект действующий не может жить и действовать иначе, чем в пространстве и во времени.