Основные классификации диагностических процедур
При классификации психодиагностических методик используются различные основания, начиная от формальных и заканчивая содержательными и системными.
Примером формальной классификации может быть деление методик на устные и письменные, индивидуальные и групповые, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные, вербальные и невербальные. Содержательно, т. е. по предмету диагностирования, – на диагностирующие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.
Для классификации могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со способом реагирования испытуемых.
В целом система базовых признаков должна удовлетворять ряду требований:
1. Полноте описания. Система исходных признаков должна охватывать все выделенные аспекты измеряемого понятия.
2. Экономности описания. При разработке системы признаков следует избегать излишнего объема исходной информации, который может затруднить дальнейший эмпирико-статистическии анализ параметров диагностической модели.
3. Четкой структурированности системы признаков. Признаки должны группироваться, относительно равномерно описывая все стороны измеряемого явления.
4. Количественной определенности отбираемых признаков, необходимой для проведения эмпирико-статистического анализа.
Так, в работе К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой все тесты классифицируются по трем основаниям:
2. по форме – на устные и письменные, индивидуальные и групповые, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные, вербальные и невербальные;
3. по содержанию (предмету) диагностирования – на изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.;
4. по цели психологического тестирования – предназначенные для самопознания, диагностирования специалистом или профессионального отбора.
Бурлачука Л.Ф., Морозова С.М., где выделяются шесть оснований дифференциации тестовых методик:
1. по задачам – на вербальные и практические;
2. формам процедуры обследования – на индивидуальные и групповые;
3. направленности – на тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы;
4. наличию или отсутствию временных ограничений на выполнение тестовых заданий – на тесты с учетом скорости выполнения заданий и тесты результативности;
5. уровню стандартизации – на высоко стандартизированные и слабо стандартизированные; а также на
6. аппаратурные и бланковые.
Одна из подробных классификаций тестов приводится в работе А.А. Бодалева, В.В. Столина. Ведущим основанием для такой классификации является основной методический принцип, положенный в основу той пли иной методики:
1. Объективные тесты.
2. Методики стандартизированного самоотчета; в том числе:
- тесты-опросники;
- открытые опросники, предлагающие последующий контент-анализ;
- шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации;
- индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.
3. Проективные техники.
4. Диалогические (интерактивные) техники (беседа, интервью, диагностические игры).
По диагностируемым субъектам тесты подразделяют на индивидуальные (личностные) и групповые.
По форме получаемых результатов или реагированию на стимульный материал тесты подразделяются на вербальные и невербальные. В невербальных тестах выполнение заданий опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные, а речевые способности испытуемых включаются в них только в плане понимания инструкций
Большинство аппаратурных тестов, предметных, рисуночных и т.п. относится к невербальным тестам.