Темы самостоятельной работы студентов (СРС). специальность (факультет) 051301 «Общая медицина»

Syllabus

по дисциплине: МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Код дисциплины: _________

специальность (факультет) 051301 «Общая медицина»

Всего – 36 часов, из них:

- Практические занятия – 24 ч.

- СРС – 12 ч.

Курс - 2

Семестр – 3-4

Алматы, 20___ г.

Силлабус составлен на основании рабочей программы, а так же типовой учебной программы и типового учебного плана, утвержденной приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 сентября 2010 г. №731. (ГОСО РК 3.07.475 – 2006)

Подготовлен, завучем кафедры ст. преподавателем к.м.н., доц. Асимовой Т.А, асс. Мухамадиевой М. В.

Силлабус обсужден на заседании кафедры

протокол № ____«____»________20___ г.

Зав. кафедрой ___________ _______________________________

Силлабус обсужден на заседании ПМК

Протокол № _____ от «_____» ______________ 2011 г.

Председатель ___________ проф. Раисова А.Т.

Утверждено на заседании УМС КРМУ

Протокол №___ от «_____» _______________ 2011 г.

Председатель ___________ проф. Долматова И. А.

Общие сведения.

1.7 Сведения о преподавателях:

Асимова Тамара Аубакриевна – к.м.н., ст. преподаватель, завуч кафедры, научные интересы – мед. психология, психиатрия, наркология.

Мухамадиева Мария Викторовна – ассистент кафедры, научные интересы – медицинская психология, психиатрия, психотерапия.

1.8 Контактная информация:

Кафедра находится в здании университета, 4 этаж, каб. № 26,

сот. тел. 8-777-244-90-25 (завуч кафедры)

1.9 Политика дисциплины:

Студент должен выполнять требования кафедры:

  1. Присутствовать на занятиях в медицинских халатах
  2. Не пропускать и не опаздывать по неуважительной причине
  3. Пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем
  4. Отключать на занятиях мобильные телефоны
  5. Иметь при себе студенческий билет
  6. Пользоваться дополнительной литературой
  7. Активно участвовать в учебном процессе
  8. Все задания семинарских занятий должен оформлять и выполнять соответственно требованиям
  9. Выполнять задания по СРС на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки

Пропущенные занятия подлежат отработке в соответствии с внутренними правилами Университета

Студент, не сдавший все рубежные контроли к зачету не допускается.

2. Учебная программа дисциплины – SYLLABUS

Введение

Медицинская психология — это самостоятельный раздел медицинских знаний, включающих изучение психологических проблем, возникающих у людей в ситуации болезни на этапах лечебного взаимодействия медицинского работника и пациента.

Предметом медицинской психологии являются многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы эффективных мер психологического воздействия.

Медицинская психология способствует не только улучшению необходимых контактов с больными, быстрому и наиболее полному выздоровлению, но и предупреждению болезней, охране здоровья, воспитанию гармоничной личности.

Центральной проблемой медицинской психологии является проблема взаимоотношений «медицинский работник – пациент», изучение механизмов формирования этих взаимоотношений, вариантов взаимодействий, моделей построения взаимоотношений. Медицинская психология неразрывно связана как с общей психологией, вопросы которого были изучены студентами на первом курсе по дисциплине «Основы психологии», так и с клиническими дисциплинами являясь пропедевтическим курсом клинического образования, углубляя знания в области базовых клинических дисциплин с точки зрения психологических моделей понимания заболеваний, расстройств и их профилактики.

2.2 Цель дисциплины: формирование знаний об основных закономерностях психологии личности в ситуации болезни и привитие студентам навыков оценки психологических, психогигиенических (психопрофилактических) подходов в лечебно-профилактическом взаимодействии.

2.3 Задачи дисциплины:

· ознакомить с личностными проявлениями при различных заболеваниях (реакции на болезнь, сознание болезни и.т.д.);

· ознакомить с психосоматическими и соматопсихическими взаимовлияниями, психогенными, соматогенными, ятрогенными расстройствами;

· ознакомить с методами психологической диагностики;

· сформировать понятие о психогигиене и психопрофилактике;

· сформировать у студентов понятие о механизмах психологической защиты при соматических заболеваниях и основных методах психотерапии.

2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен

Знать:

· основные закономерности личностных проявлений при различных заболеваниях;

· общие понятия о психосоматических, соматопсихических, соматоформных, расстройствах, психогениях, ятрогениях;

· основные методы психологической диагностики;

· основные принципы, виды психогигиены и профилактики;

· основные механизмы психологической защиты при соматических заболеваниях;

· основные принципы и методы, психотерапии.

Уметь:

· применять психогигиенические (профилактические) подходы;

· анализировать внутреннюю картину болезни;

· предупреждать ятрогенные заболевания;

· вырабатывать у пациента правильное отношение к болезни;

Владеть навыками:

· использования психогигиенического (психопрофилактического) подхода к пациенту;

· формирования и поддержания психотерапевтической среды;

2.5 Пререквизиты: основы психологии, основы сестринского дела.

2.6 Постреквизиты: медицинская биоэтика, профилирующие дисциплины.

Тематический план занятий

(продолжительность академического часа – 50 минут)

Форма проведения: ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Кол-во часов
1. Предмет и задачи медицинской психологии. Связь медицинской психологии с другими областями психологии и медицины Соотношение психического и телесного в человеке
2. Понятие о психосоматических, соматопсихических, соматоформных расстройствах
3. Понятия о психогениях и ятрогениях
4. Особенности работы с пациентами с ятрогенными заболеваниями и способы их предупреждения
5. Внутренняя картина болезни при различных соматических заболеваниях, структура и уровни ВКБ и методы коррекции
6. Типы реакции на болезнь. Факторы, влияющие на формирование реакции на болезнь. Рубежный контроль - коллоквиум
7. Особенности личности больных при различных соматических заболеваниях
8. Особенности деятельности медицинского работника с детьми, подростками и лицами пожилого возраста
9. Особенности деятельности медицинского работника при хирургических, акушерско-гинекологических вмешательствах
10. Психологическая защита. Механизмы психологической защиты при соматических заболеваниях
11. Психологическая диагностика, основные психодиагностические методики. Основные методы и виды психотерапии и психокоррекции
12. Психологически сложные ситуации в медицине и их предупреждение. РК - 2
  Всего часов:

Темы самостоятельной работы студентов (СРС)

Форма поведения: СРС Сроки сдачи Кол-во часов
Тематический план СРС по неврологии Форма выполнения
1. История возникновения и развития медицинской психологии Реферат и его защита   Написание рецензии к реферату 2 зан
2. Понятие о преморбиде Факторы и условия, обуславливающие понятия «психическое здоровье», роль психики в укреплении здоровья и предупреждении болезней Мультимедийная презентация 3 зан
3. Соррогении. Их профилактика. Мультимедийная презентация с включением в нее ситуационных задач (в количестве четырех) или тестовых вопросов (в количестве двадцати) – по выбору 4 зан
4. Психологическая совместимость больных в специализированных отделениях Обзорный реферат и его защита Написание рецензии к реферату 6 зан
5. Понятие госпитализма и его предупреждение Обзор литературы с последующим написанием эссе (с указанием изученной литературы) и его защитой 6 зан
6. Симуляция, аггравация, диссимуляция Мультимедийная презентация с составлением ситуационных задач в количестве девяти 7 зан
7. Современные взгляды на эвтаназию Реферат и его защита Написание рецензии к реферату 7 зан
8. Проективные методики исследования личности, и их применение Реферат и его защита Написание рецензии к реферату 9 зан
9. Трансактный анализ в медицине Реферат и его защита Написание рецензии к реферату 11 зан
10. Применение элементов НЛП для достижения терапевтического альянса Мультимедийная презентация 11 зан
11. Парапсихология и экстрасенсорное целительство Отличие экстрасенсорного целительства от психотерапии Мультимедийная презентация с составлением ситуационных задач в количестве пяти 11 зан  
12. Неудовлетворенность пациента результатами лечения Составление ситуационных задач в количестве десяти 12 зан
Всего часов:

Список рекомендуемой литературы

На русском языке

Основная:

· Тюльпин Ю.Г.Медицинская психология. Учебник для медицинских вузов, 2004.

· Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Учебник для медицинских вузов, 1984.

Дополнительная:

· Сидоров П.И. Клиническая психология. М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002.

· Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004, 2006.

· Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001.

· Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология. Учебник для вузов, 2002.

· Бурлачук И. Психодиагностика. Учебник для вузов, 2007.

· Акимова С., Гуревич. К. Психологическая диагностика. Учебник для вузов, 2007.

· Лойшен М. Психологический тренинг умений, 2001.

· Вачков И.В.Основы технологии группового тренинга, М: Изд-во "Ось-89", 1999.

На казахском языке:

Основная:

· Илешева Р. «Медициналық психология» Алматы, 1994, Санат.

2.10 Методы обучения и преподавания:

· Практические занятия:тренинги (интерактивные формы обучения), работа в малых группах, устный опрос, решение тестовых заданий, обсуждение вопросов темы занятия; работа с пациентами с различными психологическими проблемами.

· Самостоятельная работа студента с учебной и дополнительной литературой, электронными носителями информации, самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, презентации, подготовка рецензии на рефераты, консультации с преподавателем по темам, выделенным для самостоятельного изучения.

Наши рекомендации