Принципы и факторы, определяющие развитие истории психологии
На развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов.
1. Логика развития психологических знаний. Этот фактор связан с изменением предмета психологии, с влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Этот фактор достаточно объективен и поддается научному изучению.
2. Социальная ситуация развития науки. Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ, или затрудняют его. Одни авторы запрещаются их труды уничтожаются, другие выполняют общественный заказ.
После Первой мировой войны, показавшей, каким антирациональным и жестоким может быть человек, получили более широкое распространение взгляды З.Фрейда, которые до этого времени рассматривались, в основном, в русле клинической психологии.
3. Особенности личности ученого. Фактор включает в себя ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к научной школе и т.д.
Препятствием на пути создания новой теории может стать недостаток упорства и уверенности в себе. Принадлежность к научной школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути. Однако мнение авторитетов может стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая творческую активность.
Однако, несмотря на важность социальной ситуации и личности ученого, ведущим фактором все же является логика развития психологической науки. Этот фактор тесно связан с развитием принципов психологии, изменением ее предмета и методов исследования психики.
Кроме изменения предмета, изменялись и основные принципы психологии, и ее связи с другими науками. Начиная с 7-6 вв. до н.э. она была ориентирована на философию, и именно философия влияла на психологию и проблемы, которые перед ней стояли.
Многое связывало в то время психологию также с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Уже Пифагор показал значение математики для психологии. Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, биолог по образованию, одними из первых связали психологию с естествознанием. Эта связь упрочилась в период Средневековья в исследованиях многих арабских мыслителей Ибн Сины (Авицена), Ибн аль-Хасайма и др.
С середины 19 века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована на биологические, естественные науки вследствие влияния открытий Ч.Дарвина.
Начиная с периода Просвещения проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.
Изменение связей психологии с другими науками привело к бесплодным вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией - биология или философия. Анализ развития психологии показывает, что уникальность и ценность ее как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы – у философии.
Выделяют три важнейших методологических принципа психологии: детерминизма, системности и развития.
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.
Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая, благодаря этому, новые свойства.
Принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения – исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.
Кроме принципов на развитие психологии влияет формирование ее категориального строя, т.е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют предмет и содержание психологии.
В настоящее время выделяют несколько категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории. Это мотив, образ, деятельность, личность, общение, переживание.