Проблематика исследования способностей
Первая проблема касается особенностей развития способностей и факторов, обуславливающих это развитие. Она требует разрешения вопроса о соотношении наследственности и среды, как основных детерминант развития способностей. Вторая проблема связана с выявлений взаимосвязи межу специальными и общими способностями. С ней теснейшим образом связана проблема (третья) создания методов измерения способностей. Четвертойважнейшей проблемой психологии общих способностей является проблема взаимосвязи способности и деятельности человека.
Конечно, современная психология способностей не ограничивается только этими проблемами. Активно исследуется вопрос взаимного влияния способностей и личности, изучаются гендерные проблемы способностей и др.
Определение понятия «способность»
Способность, будучи одной из наиболее общих психологически понятий, по-разному трактуется учеными. В отечественной психологии подчеркивается, что способность является индивидуально – психологической особенностью человека (Б.М.Теплов) и представляет собой «сложное синтетическое образование» (С.Л.Рубинштейн). Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей.
Способности– это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности.
Разработка проблемы способностей в отечественной психологии связана с именами трех крупнейших ученых Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева.
Б.М.Теплова интересовали общие проблемы способностей. Именно он выделили те три признака способностей, которые положены в основу большинства определений, предлагаемых в учебниках по психологии. Кроме того, он изучал взаимосвязь способностей и задатков (на примере музыкальных способностей). Рассматривая связь между способностями, с одной стороны, и знаниями, умениями, навыками, с другой, Теплов подчеркивал, что они несводимы один к другому, а находятся в диалектической взаимозависимости: способности обусловлены наличными у человека знаниями, умениями и навыками и, в свою очередь, сами позволяют более легко и прочно овладеть знаниями, умениями и навыками.
С.Л.Рубинштейн активно разрабатывал вопрос о соотношении способностей и одаренности. Он предложил трактовку способности как обобщения психических процессов и деятельности. Он утверждал, что способности существуют и проявляются в конкретных видах деятельности, а не в чистом виде, как это предполагали многие ученые за рубежом.
С работ Б.Г.Ананьева началось исследование уровней способностей. Ему принадлежат первые в отечественной психологии подходы к сущности и структуре таланта и гениальности. Ананьева также интересовали вопросы взаимосвязи способности и характера, способности и личности.
Современные направления
В настоящее время трактовка проблемы способностей представлена тремя направлениями. Первое – психофизиологическое, исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих способностей человека (Э.А.Голубева, В.М.Русалов и др.). Два последующих направления основываются на предположении, что способности должны рассматриваться в первую очередь в их общем выражении, согласно которому они у человека – «родовые» свойства, а не с точки зрения вопроса об индивидуальных различиях. Второе направление – деятельностное, направлениеисследует способности в различных видах деятельности (сторонники деятельностного подхода А.Н.Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается вообще, либо принимается как данность без специального анализа взаимосвязи задатков и способностей. В рамках школы С.Л.Рубинштейна (А.А.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская) способности рассматриваются как развитие способов деятельности, причем подчеркивается, что способности возникают у человека на основе задатков.
Природа способностей