Вопрос 1. Мотивация, обусловленная потребностями личности

Рассмотрим этапы формирования мотива, когда стимулом является биологическая потребность личности, проявляющая себя в виде нужды, влече­ния Первый этап (стадия) — формирование первичного (абстрактного) мотива. Он состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой ак­тивности.

Для того чтобы нужда (органическая потребность) превратилась в потребность личности, надо, чтобы человек принял ее, сделал значимой для себя ее ликвида­цию. А для этого необходимо, во-первых, чтобы нужда была осознанна, т. е. чтобы появилось чувство голода, жажды и т. п.; во-вторых, нужно, чтобы чувство голода, жажды достигло по интенсивности некоторого порога, за которым начинается бес­покойство человека по поводу возникшего дискомфорта, переживание этого чув­ства как неприятного.

Чтобы нужда стала побудителем активности, она должна найти отражение в переживании. Возникновение переживания порождает, состояние напряжения и аффективное стремление избавиться от него, восстановить нарушенное равновесие. Следовательно, появление желания устранить нужду является третьим моментом в формировании потребности, под влиянием которой возникает побуждение к поиску путей и средств ее удовлетворе­ния.

Таким образом, потребность, как аккумулятор, заряжает энергией всю дальней­шую поисковую активность человека. На этом этапе предмет удовлетворения по­требности выступает в качестве обобщенного образа, понятия (мне нужна пища, жидкость, или мне нужно поесть, попить), т. е. сначала появляется абстрактная цель, без ее конкретизации (что поесть, что попить) и без продумывания пути ее нахождения. При этом, чем сильнее выражена потребность, тем менее специфичен объект ее удовлетворения: потребность удовлетворя­ется тем, что подвернется. Появление абстрактной цели ведет к формированию по­буждения, к поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появле­ние этого побуждения означает конец формирования первичного (абстрактного) мотива (в структуру которого входят и потребность и цель) и побуждение к поиску конкретной цели, т. е. к проявлению человеком какой-то активности.

Вторая стадия формирования конкретного мотива — поисковая внешняя или внутренняя активность.

Внешняя поисковая активность осуществляется человеком в том случае, ког­да он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой для приня­тия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить име­ющуюся потребность (по принципу «что подвернется»).

Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкрет­ных предметов удовлетворения потребности и условий их получения.

Приводимый в движение рассудок и осуществляет выбор цели и путей ее достиже­ния с учетом многих факторов: конкретных внешних условий (местонахождения человека, имеющихся под рукой средств и т. д.), имеющихся знаний, умений и ка­честв, нравственных норм и ценностей (наличия определенных убеждений, идеа­лов, установок, отношения к чему-либо), предпочтений (склонностей, интересов) и уровня притязаний (см. рис. 1).

Задачей второго этапа мотивационного процесса прежде всего является опреде­ление субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности. Этот прогноз делается человеком с учетом своих воз­можностей и ситуации, в которой он находится.

Другой важной задачей второго мотивационного этапа является предвидение (прогнозирование) последствий выбираемого пути достижения цели. Здесь, прежде всего, учитываются нравственные критерии того или иного поступка, которые могут сыграть роль морального запрета для реализации намечаемого плана достижения цели. Может учитываться также реакция других людей на предполагаемое действие или же, как скажется достижение цели на самом субъекте (вредное воздействие ни­котина на организм курящего, опасность получения травмы и т. д.).

Наличие второй стадии формирования мотива показывает, что в мотивации мо­жет быть несколько причин и побуждений: одни приводят к поисковой активнос­ти, другие — к выбору цели и путей ее достижения. Поэтому мотивацию правиль­нее рассматривать не как сочетание одной причины и одного побуждения, а как совокупность и определенную последовательность ряда причин и побужде­ний.

Учитываемые в процессе формирования мотива факты (оценка внешней ситуа­ции, своих возможностей, склонностей и т. п.) составляют мотивационное поле. Оно может быть широким (когда учитывается много факторов) и узким (когда при­нимаются во внимание один - два фактора, лежащих на поверхности сознания).

Третья стадия формирования мотива — выбор конкретной цели и формирова­ние намерения ее достичь. После рассмотрения различных вариантов удовлетво­рения потребности человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и способ ее достижения. Мысленная постановка человеком перед собой конк­ретной цели связана с пред­восхищением не только средства удовлетворения потребности (объекта, предмета потребности) и процесса ее удовлетворения (принятия еды, питья), но и результа­та этого процесса (например, удовольствия). В ряде случаев целью является и до­стижение определенной ситуации, в которой потребность может быть удовлетво­рена с помощью данного объекта.

В связи с этим, целесообраз­но говорить о представляемой цели как о структурном психологическом образовании или о цели как осознанном образе будущих результатов) о сложном многокомпонентном об­разе того, чего человек хочет достигнуть.

Цель характеризуется не только содержанием (чего хочу, что надо), но и уров­нем, качеством (какой результат нужен — высокий, низкий). Поэтому ее выбор определяется имеющимся у человека уровнем притязаний. Субъективная трудность достижения цели определяет степень мобилизации человека, его старание, терпе­ливость, настойчивость. Уровень притязаний, наряду со многими факторами, опре­деляется имеющейся у человека установкой (потребностью в достижении успе­ха или избегание неудачи). Первые (с первым типом решимости), правильнее оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний. Вторые, имея завышенную или заниженную самооценку, обладают и неадекватным (завы­шенным или заниженным) уровнем притязаний.

Таким образом, на третьей стадии формирования мотива возникает намерение достичь цели, побуждение воли, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека, и именно с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива. Таким образом, мотив — это системное образо­вание, а побуждение — это его энергетическая сторона, определенное состояние готовности начать действие.

Итак, процесс формирования мотива как основания действия, поступка и побуж­дения к ним, начинается с возникновения потребности личности и заканчивается воз­никновением намерения и побуждения к достижению цели, если эта цель необходи­ма человеку. Между этими двумя психологическими феноменами располагается про­межуточный этап мотивационного процесса, в котором актуализируются имеющиеся у человека психологические образования, обеспечивающие обоснованный выбор им предмета и способа удовлетворения потребности (личностные диспозиции).

Отсюда мотивация — это процесс формирования мотива, проходящий через оп­ределенные стадии и этапы, а мотив — это продукт этого процесса, т.-е. мотива­ции.

Вопрос 2. Мотиваторы

Психологические факторы (образования), участвующие в конкрет­ном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения, называются мотиваторами (мотивационными детерминантами); они при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения.

Выделяют следующие группы мотиваторов:

— нравственный контроль (наличие нравственных принципов);

— предпочтения (интересы, склонности);

— внешняя ситуация;

— собственные возможности (знания, умения, качества);

— собственное состояние в данный момент;

— условия достижения цели (затраты усилий и времени);

— последствия своего действия, поступка.

Выделение мотиваторов имеет принципиальное значение. Ведь именно их мно­гие авторы называют мотивами. Отсюда у А. Н. Леонтьева появляются «знаемые» и «реально действующие» мотивы. Первые связаны с пониманием причин необходи­мости совершения того или иного поступка, проявления активности. Но эти причи­ны не приводят к конкретному поступку или действию, не обладают побудительной силой. Например, школьник знает, что домашнее задание надо сделать, иначе учи­тель поставит двойку, его будут ругать и т. д. Понимая эти причины (мотиваторы, а не мотивы!), ребенок тем не менее реально начинает заниматься только в том слу­чае, если ему за выполнение задания будет обещано что-то для него привлекатель­ное. И именно это становится «реально действующим» мотиватором (а не моти­вом), новым смыслом (ради чего надо сделать домашнее задание).

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятия «Мотиваторы».

2. Назовите стадии мотивации.

3. Что означает термин «внутреннеорганизованная мотивация»?

Наши рекомендации