Специфика
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ1
!
Попробуем ответить себе, кто же прав в возникшем споре о
i том, как понимать личность человека и в чем же заключаются
} главные детерминанты, которые определяют ее формирование
г и развитие.
t Начнем поиск ответа на названные весьма трудные вопросы
^ с напоминания совершенно очевидных для многих положений,
е Так, можно предположить, что ни у кого не возникнет возра-
L жение против утверждения, что все в мире друг с другом связа-
г но. И каждый отдельный человек с момента своего появления на
F свет и дальше, в течение всей своей жизни, тоже оказывается
I связанным многими зависимостями с той действительностью, ко-
р торая его окружает. Но у человека большинство его связей с
р природной и социальной средой, в которую он всегда включен,
п отличается совершенно особенной, качественно своеобразной
п добавкой: он в своей психике отражает предмет, другого чело-
д века,- общность, событие, процесс, с которыми он взаимодей-
в ствует или в которых он участвует, дает на каждого из них (в
л каждом случае свой) эмоциональный отклик и отвечает столь
же определенной поведенческой реакцией.
м Они, эти предметы, вещи, конкретные люди или их объеди-
б нения, события, которые происходят в обществе, процессы, ко-
к торые развертываются в природе, по-разному сопрягаются с
т имеющимися у него потребностями. Одни из них «срабатыва-
б ют» на их удовлетворение и развитие, другие, наоборот, играют
н роль препятствия к их удовлетворению, третьи — эти потреб-.
л ности только усиливают, четвертые на них никак не влияют.
с' И это несовпадающее значение различных элементов дей-
Р' ствительности, в которую всегда включен человек для удовлет-
и ворения его потребностей, обязательно сказывается на том, как
Т< I фрагмент из книги: Основы социально-психологической теории /Ред. А. А.Бо-
3; далев, А. Н. Сухов. М., 1995. С. 45-61.
4. Л. Бодалев. Специфика социально-психологического подхода 337
он каждый из элементов в своем сознании запечатлевает, каким переживанием на каждый из них откликается и какое поведение при этом демонстрирует.
Все это, вместе взятое, означает, что у человека формируется и проявляется определенное и часто очень конкретное отношение к каждому данному предмету или к их группе, к каждому данному человеку или к общности людей, к каждому данному событию или классу событий и т. д. И, таким образом, опираясь на сказанное, мы имеем право заключить, что в каждом человеке на основе его собственной повседневной практики взаимодействия с миром вещей и с миром людей формируется очень богатая и многообразная система отношений к ним. Но, как известно, человек живет в обществе, а жить в обществе и быть свободным от общества никому не дано.
А это означает, что выработавшаяся в обществе, к которому принадлежит человек, и официально закрепленная в законах или нашедшая отражение в нравственных требованиях или воспроизводящаяся в традициях система отношений ко всему тому, что составляет природную и социальную среду, с самого рождения человека постоянно и сильнейшим образом на него воздействует и очень направленно корректирует формирующуюся в его личном опыте «картину мира» и составляющие ее элементы, характер эмоциональных откликов на них, а также способы поведения, которым он должен следовать в той или иной ситуации.
И, стало быть, индивидуальные субъективные отношения каждого человека к таким, например, «элементам» действительности, как планета Земля, человечество, как Отечество, как отдельный человек, как семья, как труд, как материальные и духовные ценности, создаваемые в процессе этого труда, или, например, как он сам, оказываются всегда опосредствованными отношениями к ним, сложившимися в том обществе, к членам которого он себя причисляет и мнением которого о себе он дорожит.
Вот эти-то отношения человека к разным сторонам действительности, с которой ему приходится изо дня в день по разным причинам и в разных социальных ролях взаимодействовать, постоянно несущие, как было показано выше, печать не только его
338 _________________ Раздел V. Личность в социуме
опыта, но и общества, в котором проходит его жизнь, и составляют сущность его личности.
А как же тогда быть с возражениями оппонентов по поводу именно такой трактовки личности, которые были упомянуты в начале главы? Что касается природной предрасположенности к развитию у человека в течение его жизни весьма определенных черт личности, то это утверждение заслуживает внимания лишь в том смысле, что особенности общего, специального и парциального типов высшей нервной деятельности, которые обнаруживаются у человека, действительно влияют на интенсивность эмоциональной окрашиваемости формирующихся у него отношений, на динамические характеристики их проявления, однако содержание их всецело задается обществом, к которому принадлежит человек и которое оказывается для него субъективно значимым. <...>
Теперь несколько слов о раскрытии личности через содержание опыта, накапливаемого человеком при познании им действительности, переживаний, возникающих у него при этом, и его ответных действий.
В общем виде предложенная формула источника, а также логики формирования личности правильна. Но она не раскрывает важнейшего момента, который высвечивает сущность человека как личности, а именно постепенно складывающуюся и закрепляющуюся в нем систему тенденций поступать в различных жизненных ситуациях, очень определенно отражаемых и так же определенно переживаемых, характерным для него образом. А эти тенденции, психологической изнанкой которых является названная триада, и есть не что иное, как сформировавшийся в нем «целостный ансамбль» (В. Н. Мясищев) отношений к действительности.
И наконец, о понимании личности как усваиваемых человеком и затем актуализируемых им в своей жизни деятельностей. Вспомним, что под деятельностью в психологии подразумевается целенаправленная активность человека, побуждаемая теми или другими мотивами и осуществляемая характерными для этой деятельности способами. Игра ребенка, учение школьника, труд оператора, сидящего за пультом управления ЭВМ, и т. д. — все это примеры деятельности, но если глубоко вду-
А.А. Бодалев. Специфика социально-психологического подхода 339
маться в их психологическую изнанку, то станет ясно, что в них проявляются, прежде всего и главным образом, качества человека как их исполнителя, как субъекта с тем или иным уровнем развития способностей, а не как личности-носительницы отношений. Что же касается последних, то они в этих случаях дают о себе знать, как говорят философы, «в снятом виде».
Итак, отношения составляют существо человека как личности. Сравнение людей по этому параметру выявляет наличие между ними больших различий. Они выражаются в степени разносторонности отношений. У одних людей они характеризуются бедностью и поверхностью, у других — богатством и глубиной. У разных людей их отношения оказываются неодинаковыми, если их сравнивать, и по параметру активности. У одних из них они не выступают как побуждения к действию, у других они, наоборот, постоянно «провоцируют» личность на новые деяния и значимые для нее и для окружающих поступки.
Из числа многочисленных современных социально-психологических теорий личности можно выделить следующие: 1) ролевые теории личности; 2) теорию Маслоу о самоактуализации «Я» ; 3) теорию «Я»-концепции; 4) когнитивные и гуманистические теории личности; 5) экзистенциализм и др. Опираясь на указанные теории и интегрируя наиболее ценное в них, появляется возможность говорить о личности не только как об индивидуальном, но и типичном социально-психологическом явлении, дающем о себе знать в ряде крайне сложных взаимосвязанных характеристик.