История отечественной психологической службы образования

В нашей стране первый опыт практического использования пси­хологии в обучении и воспитании детей возник также в начале XX века. Занимались этим специалисты в области педологии. Содер­жание педологии как научной и практической сферы деятельности составляли: комплексное изучение ребенка, объединение и использо­вание разнообразных психологических, физиологических и социоло­гических знаний в работе с детьми.

Начало педологического движения в России было связано с открытием в 1904 г педологических курсов для учителей и родите­лей. Курсы возглавил Н.Е. Румянцев, научное руководство осуществлял А.П. Нечаев. На курсах читались лекции и проводились прак­тические занятия по анатомии, физиологии, нервной и душевной •патологии, гигиене, антропологии, истории педагогики, психологии (экспериментальной, детской, сравнительной), учению о ха­рактере (Ждан, 1997, с. 318).

В 1928—32 гг. выходил журнал «Педология». С самого начала для педологии была характерна направленность на решение практи­ческих задач, стоящих перед школой. По всей стране создавалась сеть педологических учреждений. В институтах открывались педо­логические лаборатории и секции. Преобладающим видом их дея­тельности были тестовые обследования по определению успешности, умственного возраста и в целях профотбора.

Многие крупные ученые педагоги, педологи и психологи воз­ражали против широкого использования в школе тестов, научная обоснованность которых была ненадежна. Однако педологи-прак­тики, невзирая на эти возражения, широко использовали тесты в школе, что нередко вело к необоснованным выводам об умствен­ном развитии детей, переводу в специальные школы. Педология резко критиковалась в печально известном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомп-росов» и была объявлена вредной наукой. В результате тенденциозно­го толкования постановления о педологии отрицалось все положительное, что было сделано отечественными учеными в обла­сти педологии. Это на многие годы затормозило развитие детской практической психологии.

И только в конце 1960-х годов в нашей стране возобновился поиск форм практического участия психологов в работе школы. Школьная психологическая служба в СССР первоначально создава­лась в Эстонии под руководством Х.Й. Лийметса и Ю.Л. Сыэрда. Первый штатный школьный психолог начал работать в одном из сельскохозяйственных техникумов в 1970 г. С 1975 г. работает уже ряд психологов в специальных школах-интернатах для трудных под­ростков, а с 1980 г. — в порядке эксперимента — в некоторых общеобразовательных школах (Кала, Раудик, 1986, с. 7).

С начала 80-х годов происходит интенсивное становление пси­хологической службы в системе образования страны. Развернулось активное изучение научных основ, обсуждение возможных форм и Методов работы практических психологов в школе. Журналом «Воп­росы психологии» в 1983 г. был организован «круглый стол» «Пси­хологическая служба в школе». В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллине. На конференции были проана­лизированы эксперименты по созданию школьной психологической службы, которые проводились во многих городах и республиках обсуждались организационные вопросы дальнейшего развития пси­хологической службы в стране.

В 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась 1-ая Всесоюзная конференция по вопросам психологической служ­бы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологичес­кая служба школы*. В центре внимания участников секции были вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного про­цесса школы (Практическая психология образования, 1997, с. 17).

Важным этапом развития школьной психологической службы в нашей стране стал многолетний (1981 — 1988) эксперимент по вве­дению в школах Москвы должности практического психолога, про­водившийся под научным и методическим руководством лаборатории научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне — Психологический институт РАО). Были определены предмет и задачи школьной пси­хологической службы (Дубровина, 1988). На основе анализа резуль­татов эксперимента было разработано Положение о психологической службе народного образования (1989), которое широко использует­ся в стране.

В 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учеб­но-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивалась почти во всех регионах страны. Происходило расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба начинала охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного возраста до ран­ней юности. Практическая психология образования появилась в детских садах, детских домах, школах, гимназиях, лицеях, професси­онально-технических училищах, колледжах, школах-интернатах.

Многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознавали полезность психо­логической службы. Это сформировало в обществе потребность в детских практически психологах. Поэтому в педагогических уни­верситетах и институтах была организована подготовка специали­стов по педагогической психологии, возникли курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличилось количество профессиональных объединений для повышения квалификации работающих практических психологов образования.

В июне 1994 г. в Москве прошел 1-й съезд практических психоло­гов образования Российской Федерации. В октябре 1995 г. в Перми состоялся 2-й съезд психологов образования. Психологическая служба становилась необходимым элементом государственной службы обра­зования.

Съезды показали, что практические психологи начали осозна­вать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функции, цели и средства дея­тельности, ясно понимающих свое место в образовательной систе­ме (Практическая психология образования, 1997, с. 19).

Наши рекомендации