Природа скрытых резервов духовно-психического потенциала личности
Границы возможностей или скрытые резервы духовно-психического потенциала человека. Очевидно глубокое противоречие между ростом предметно-производительной активности человека в его истории, с одной стороны, и в то же время снижением уровня его же психической включенности во многие сферы современной жизнедеятельности — с другой.
Тенденция снижения уровня психологической включенности человека в различные сферы его жизнедеятельности, сопровождаемая процессом его психологической дестабилизации, подверженности разрушительным влияниям стрессогенных факторов может быть понята как защитная реакция на почве неадекватности его психического потенциала все более жестким требованиям новой среды и нового времени.
Невольно на этой основе может возникнуть вопрос и о границах психических возможностей человека, равно как и предположение о иссякающих резервах его духовно-нравственных сил.
Однако при более внимательном подходе к этому вопросу становится очевидна необоснованность такого предположения. Иначе чем объяснить наблюдаемый на протяжении веков всплеск психоэнергетической активности человека, происходящий на переломе различных исторических эпох и столетий? Вот и сейчас, в последнем десятилетии уходящего XX века, очевидна вспышка экстрасенсуальной активности личности.
Что это, как не знак неисчерпаемых духовно-психических сил и резервов его энергетики?
Однако почему этот признак полноты духовно-нравственной реализованности человека оказывается достоянием лишь немногих? Почему экстрасенсуальность никогда не была и сейчас не является достоянием масс, а оказывается достоянием лишь одаренных одиночек и немногих избранных? Что мешает основной массе людей проявить себя психологически столь же ярко и эффективно?
Природа скрытых резервов духовно-психического потенциала. Есть основание полагать, что наряду с открытыми для постоянного пользования психическими ресурсами человек имеет и глубоко скрытые резервы ("второе дно") своей психики. Переход от этих резервов к зоне постоянного пользования перекрыт целой системой психологических барьеров [15], [16]. Последние являются результатом как исторической эволюции человека, так и продуктом его индивидуального развития, следствием психологической неготовности индивида к тому, чтобы преодолевать те внутриличностные и межличностные преграды, которые возникают на пути его социально-психологической самореализации[9].
В какой-то мере человек уже давно догадывался о природе этих трудностей и препятствий на пути выявления его же глубинных и неиссякаемых сил.
Колоссальные возможности реализации скрытого психического потенциала человека уже давно нашли отражение в его мифологизированном сознании. В сказках, например, немало говорится о способности людей творить чудеса, обращаясь к скрытым от них магическим силам. Многим хорошо известна восточная сказка об Алладине и волшебной лампе, с помощью которой можно вызвать всесильного джина, способного творить любые чудеса. А разве не теми же способностями наделены говорящая щука, пойманная Емелей-дурачком, или Золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина "О рыбаке и рыбке"?
Фольклорное отражение природы резервов — беспочвенная фантазия или гениальная догадка? Все эти фольклорные отражения смутного сознания или догадки о необычайных силах и психических возможностях самого человека, законсервированных и недоступных для него, к сожалению, пока не были предметом сколько-нибудь тщательно изучения и сопоставления с той реальной почвой, на которой они произрастали. Вместе с тем и сегодня безусловно актуально то, насколько адекватно это фольклорное самосознание отражает действительную ситуацию блокирования скрытых резервов человеческой психики?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к самой феноменологии социально-психологического барьера, определить это понятие и его природу, место и роль психологических барьеров в человеческой жизнедеятельности.
Не менее значимо и то, какова тенденция динамики социально-психологических барьеров, происходит ли их рост или со временем численность их снижается, сколь многообразны модификации, разновидности и функции этих социально-психологических барьеров и прочее.